Племя представляет собой общество, ведущее
свою историю от единого предка, который
мог быть как реально существовавшим чело-
веком, так и мифическим героем или даже
богом: обычно члены племени считали всех
чужаков опасными и, как правило, вступали
с ними в стычки. Этот образ действий оправ-
дывался соответствующей идеологией: все
мужчины племени были охотниками и вои-
нами, обычно они проходили ритуалы ини-
циации, прежде чем их признавали таковы-
ми. Часто положение мужчины в обществе
определялось числом убитых им противни-
ков. Военное дело рассматривалось как вид
охоты, а набег с целью захвата скота, женщин
или просто ради желания вступить в схватку
был обычным способом ведения войны —
примеры захвата, порабощения или целена-
правленного истребления соседних племен в
это время нам не известны. Племенная куль-
тура и соответствующая ей военная этика
просуществовали от классического периода
до настоящего времени. Многие черты пле-
менной культуры, как мы увидим, были при-
сущи не только тем, кого называли «варвара-
ми». Однако с IX тыс. до н.э. с появлением
оседлых сельскохозяйственных поселений во-
енное дело претерпело ряд изменений, по-
скольку государства со строгой организацией
и социальной иерархией создавали регуляр-
ные армии, также построенные по иерархи-
ческому принципу. Более того, владение по-
стоянными территориями, которые нужно
было защищать или захватывать, вызвало не-
обходимость проведения крупномасштабных
военных операций, часто завершавшихся ге-
неральными сражениями, в которых проиг-
равшую армию уничтожали, что было луч-
шим способом закрепить за собой спорные
территории. Таким образом, с появлением
цивилизации возникла потребность в созда-
нии регулярной армии, основу которой со-
ставляли отряды тяжелой пехоты.
Фаланга, группа пехотинцев, выстроен-
ных в строгом порядке, вооруженных пиками
или копьями, представляет собой старейшее
войсковое соединение. Его название проис-
ходит от греческого слова phalanx — «вал»,
«стена»; сама же фаланга ассоциируется у
нас с греческой армией классического перио -
да и армией Александра Македонского. Од-
нако фаланги применяли еще за две тысячи
лет до этого в армиях городов-государств
Южной Месопотамии, возникших около
III тыс. до н.э.
«Стела коршунов», названная так, по-
скольку на ней изображены тела побежден-
ных, терзаемые стервятниками — обычный
мотив того времени, — отмечает победу царя
Лагаша Эаннатума, одержанную между
2500 и 2400 гг. до н.э. На ней представлены
два вида пехоты, один из которых, несомнен-
но, является фалангой. Мы не можем рас-
смотреть, носили ли воины этой фаланги дос-
пехи, поскольку их тела от плеч до лодыжек
скрыты большими продолговатыми щитами.
Они, во всяком случае, носили бронзовые
шлемы, закрывавшие голову и шею и имев-
шие выступ для защиты носа, подобно шле-
мам коринфского стиля, которые спустя две
тысячи лет использовали греческие гоплиты.
Вооружены они были короткими толстыми
копьями, об истинной длине которых мы так-
же не можем судить, поскольку имеем дело со
стилизованным изображением, сильно иска-
жающим пропорции. Щиты этой месопо-
тамской фаланги представляли собой сплош -
ную стену с торчащими из-за нее копьями с
бронзовыми наконечниками.
На корпусе лиры из Ура, датирующейся
примерно этим же временем, изображены
воины фаланги в шлемах, сходных с теми, что
представлены на «Стеле коршунов». Они об-
лачены в длинные одеяния из кожи, укреп-
ленные бронзовыми заклепками. В руках они
держат короткие пики или копья (вероятно,
что здесь их также укоротили в соответствии с
художественным каноном). Другой вид пе-
хоты, изображенный на стеле, не имеет дос-
пехов. На воинах нет ничего, кроме шлемов,
похожих на те, что носили воины фаланги.
Они вооружены копьями и топорами со
скругленными лезвиями. Это, вероятно, лег-
кая пехота, вспомогательные войска.
Оружие в III тыс. до н.э. изготовлялось в
основном из бронзы. Часто оно было плохого
качества, что объясняется постоянной не-
хваткой олова на Среднем Востоке. Многие
предметы вооружения, найденные археоло-
гами, были сделаны из серебра или золота.
Такое оружие происходит из погребений ца-
рей или знати, оно было знаком социального
статуса погребенного.Все эти вещи были
улучшенными вариантами обычного воору-
жения, которое состояло из копья, топора и
кинжала. Копья были предназначены больше
для ударов на близком расстоянии, чем для
метания. Наконечники крепились к древку
при помощи длинного черенка, иногда изог-
нутого на конце, чтобы он крепче держался,
когда копье вонзают в тело или в щит против-
ника. Лезвия топоров имели скругленные
края, чтобы разбивать вдребезги и шлем, и
череп. Несмотря на то, что было найдено
множество великолепных церемониальных
или парадных кинжалов, они использовались
только как запасное оружие в самом крайнем
случае. Примечательно, что на шумерских
изображениях практически отсутствует мета-
тельное оружие, нет его и в археологических
находках, хотя это еще не повод утверждать,
что оно совсем не использовалось. Это ка-
жется странным, поскольку фортификация в
то время уже была достаточно развита.
Шумерские войска использовали колесни -
цы, которые, впрочем, не были основной
ударной силой. Вероятно, их использовал ко-
мандный состав, на них могли также передви-
гаться отборные воины, которые спешивались
перед боем, чтобы вступить в поединок с от-
борными воинами противника или возглавить
атаку. Предшествовавший сражению по -
единок отборных воинов был частью воен-
ной этики того времени, подобный герой
часто превращался в мифическую фигуру,
воодушевлявшую последующие поколения.
Ключевую роль в шумерской тактике игра-
ла фаланга, изображенная на стеле и на других памятниках. Она,вероятно, образовывала центр линии, а пофлангам располагались легкие отряды, вооруженные копьями и топорами. Возможно,
что действия шумерской фаланги мало чем
отличались от тактики фаланги македонской,
о которой мы знаем больше. Она пробивала
центр противника, в то время как атака ко-
лесниц и отрядов легкой пехоты была направ-
лена на один или на оба его фланга. Вероятно
также, что легковооруженные отряды могли
формироваться из тех же солдат фаланги, пе-
ревооруженных для ведения осады или для
операций на пересеченной местности.