Войны и сражения Древнего мира

Первобытная пехота

Племя представляет собой общество, ведущее

свою историю от единого предка, который

мог быть как реально существовавшим чело-

веком, так и мифическим героем или даже

богом: обычно члены племени считали всех

чужаков опасными и, как правило, вступали

с ними в стычки. Этот образ действий оправ-

дывался соответствующей идеологией: все

мужчины племени были охотниками и вои-

нами, обычно они проходили ритуалы ини-

циации, прежде чем их признавали таковы-

ми. Часто положение мужчины в обществе

определялось числом убитых им противни-

ков. Военное дело рассматривалось как вид

охоты, а набег с целью захвата скота, женщин

или просто ради желания вступить в схватку

был обычным способом ведения войны —

примеры захвата, порабощения или целена-

правленного истребления соседних племен в

это время нам не известны. Племенная куль-

тура и соответствующая ей военная этика

просуществовали от классического периода

до настоящего времени. Многие черты пле-

менной культуры, как мы увидим, были при-

сущи не только тем, кого называли «варвара-

ми». Однако с IX тыс. до н.э. с появлением

оседлых сельскохозяйственных поселений во-

енное дело претерпело ряд изменений, по-

скольку государства со строгой организацией

и социальной иерархией создавали регуляр-

ные армии, также построенные по иерархи-

ческому принципу. Более того, владение по-

стоянными территориями, которые нужно

было защищать или захватывать, вызвало не-

обходимость проведения крупномасштабных

военных операций, часто завершавшихся ге-

неральными сражениями, в которых проиг-

равшую армию уничтожали, что было луч-

шим способом закрепить за собой спорные

территории. Таким образом, с появлением

цивилизации возникла потребность в созда-

нии регулярной армии, основу которой со-

ставляли отряды тяжелой пехоты.

Фаланга, группа пехотинцев, выстроен-

ных в строгом порядке, вооруженных пиками

или копьями, представляет собой старейшее

войсковое соединение. Его название проис-

ходит от греческого слова phalanx — «вал»,

«стена»; сама же фаланга ассоциируется у

нас с греческой армией классического перио -

да и армией Александра Македонского. Од-

нако фаланги применяли еще за две тысячи

лет до этого в армиях городов-государств

Южной Месопотамии, возникших около

III тыс. до н.э.

«Стела коршунов», названная так, по-

скольку на ней изображены тела побежден-

ных, терзаемые стервятниками — обычный

мотив того времени, — отмечает победу царя

Лагаша Эаннатума, одержанную между

2500 и 2400 гг. до н.э. На ней представлены

два вида пехоты, один из которых, несомнен-

но, является фалангой. Мы не можем рас-

смотреть, носили ли воины этой фаланги дос-

пехи, поскольку их тела от плеч до лодыжек

скрыты большими продолговатыми щитами.

Они, во всяком случае, носили бронзовые

шлемы, закрывавшие голову и шею и имев-

шие выступ для защиты носа, подобно шле-

мам коринфского стиля, которые спустя две

тысячи лет использовали греческие гоплиты.

Вооружены они были короткими толстыми

копьями, об истинной длине которых мы так-

же не можем судить, поскольку имеем дело со

стилизованным изображением, сильно иска-

жающим пропорции. Щиты этой месопо-

тамской фаланги представляли собой сплош -

ную стену с торчащими из-за нее копьями с

бронзовыми наконечниками.

На корпусе лиры из Ура, датирующейся

примерно этим же временем, изображены

воины фаланги в шлемах, сходных с теми, что

представлены на «Стеле коршунов». Они об-

лачены в длинные одеяния из кожи, укреп-

ленные бронзовыми заклепками. В руках они

держат короткие пики или копья (вероятно,

что здесь их также укоротили в соответствии с

художественным каноном). Другой вид пе-

хоты, изображенный на стеле, не имеет дос-

пехов. На воинах нет ничего, кроме шлемов,

похожих на те, что носили воины фаланги.

Они вооружены копьями и топорами со

скругленными лезвиями. Это, вероятно, лег-

кая пехота, вспомогательные войска.

Оружие в III тыс. до н.э. изготовлялось в

основном из бронзы. Часто оно было плохого

качества, что объясняется постоянной не-

хваткой олова на Среднем Востоке. Многие

предметы вооружения, найденные археоло-

гами, были сделаны из серебра или золота.

Такое оружие происходит из погребений ца-

рей или знати, оно было знаком социального

статуса погребенного.Все эти вещи были

улучшенными вариантами обычного воору-

жения, которое состояло из копья, топора и

кинжала. Копья были предназначены больше

для ударов на близком расстоянии, чем для

метания. Наконечники крепились к древку

при помощи длинного черенка, иногда изог-

нутого на конце, чтобы он крепче держался,

когда копье вонзают в тело или в щит против-

ника. Лезвия топоров имели скругленные

края, чтобы разбивать вдребезги и шлем, и

череп. Несмотря на то, что было найдено

множество великолепных церемониальных

или парадных кинжалов, они использовались

только как запасное оружие в самом крайнем

случае. Примечательно, что на шумерских

изображениях практически отсутствует мета-

тельное оружие, нет его и в археологических

находках, хотя это еще не повод утверждать,

что оно совсем не использовалось. Это ка-

жется странным, поскольку фортификация в

то время уже была достаточно развита.

Шумерские войска использовали колесни -

цы, которые, впрочем, не были основной

ударной силой. Вероятно, их использовал ко-

мандный состав, на них могли также передви-

гаться отборные воины, которые спешивались

перед боем, чтобы вступить в поединок с от-

борными воинами противника или возглавить

атаку. Предшествовавший сражению по -

единок отборных воинов был частью воен-

ной этики того времени, подобный герой

часто превращался в мифическую фигуру,

воодушевлявшую последующие поколения.

Ключевую роль в шумерской тактике игра-

ла фаланга, изображенная на стеле и на других памятниках. Она,вероятно, образовывала центр линии, а пофлангам располагались легкие отряды, вооруженные копьями и топорами. Возможно,

что действия шумерской фаланги мало чем

отличались от тактики фаланги македонской,

о которой мы знаем больше. Она пробивала

центр противника, в то время как атака ко-

лесниц и отрядов легкой пехоты была направ-

лена на один или на оба его фланга. Вероятно

также, что легковооруженные отряды могли

формироваться из тех же солдат фаланги, пе-

ревооруженных для ведения осады или для

операций на пересеченной местности.