Войны и сражения Древнего мира

Угроза из Карфагена

 

Первая Пуническая война была самой длин-

ной непрерывной войной в греко-римской

истории, и морские столкновения играли в ней

главную роль. В морской битве при Экномосе

(256 г. до н.э.) участвовало, вероятно, боль-

ше людей, чем в какой-либо другой морской

битве в Древней истории. Это удивительно,

так как в начале войны у римлян практически

небыло флота. В конце IV в. до н.э. римский

сенат поэкспериментировал с идеей флота,

Снарядив две небольшие эскадры против пи-

ратов Тирренского моря. Несостоятельность

подобного флота была очевидна, и римляне

отказались от этой идеи, полагаясь в охране

побережья на корабли своих зависимых союз-

ников — греков Южной Италии. Когда нача-

лась война с Карфагеном, римских легионе-

ров на Сицилию должны были перевезти

именно корабли союзников. Но римляне не

смогли за один день пересечь Мессинский

пролив, так как карфагенские эскадры патру-

лировали этот участок. Карфагеняне захвати-

i ли несколько кораблей, но вернули их и плен-

ных римскому командованию, возможно,

пытаясь довести до сознания римлян всю бес-

полезность нападения на Карфаген с его силь-

ным флотом. Карфагенский эмиссар хвастли-

во заявил, что они даже не разрешат римля-

нам омыть руки в водах моря.

Но римская армия перенравилась на Си -

цилию ночью и постепенно отвоевала у кар-

фагенян часть их сицилийских владений. Но

без флота невозможно было одержать пол-

ную победу. Имея доступ к морю, которое

контролировал карфагенский флот, карфа-

генские города на Сицилии могли пополнять

запасы провизии. В 261 г. до н.э. карфаген-

ский флот предпринял рейд на побережье

Италии, чтобы отвлечь силы римлян.

Поэтому ранней весной 260 г. до н.э. рим-

ский сенат принял решение о строительстве

флота из 100 квинквирем и 20 трирем, кото-

рые должны были быть готовы к летней кам-

пании. Корабли были построены за 60 дней,

что наглядно продемонстрировало организа-

торские способности римлян. Карфагенский

корабль, севший на мель у берегов Италии за

четыре года до этого, послужил моделью для

римской квинквиремы. Возможно, что кар-

фагенскую модель выбрали не потому, что у

италийских греков не было квинквирем, а по-

тому, что римлянам больше нравились кар-

фагенские образцы. Для трирем римские вла-

сти набирали команды из греков, а для квин-

квирем Рим сам предоставил 30 000 человек,

по 300 на каждый корабль. Они были набра-

ны из беднейших граждан и людей с подвласт-

ных Риму территорий. Пока корабли еще

строились, гребцы тренировались на скамьях,

установленных на берегу. Понимая, что они

никогда не смогут сравниться с карфагеняна-

ми в искусстве мореплавания и научиться

столь же ловко маневрировать в бою, римля-

не решили превратить корабли в массивные

платформы, на которых их легионеры могли

бы действовать, как на земле. Для этого мор-

ские инженеры (возможно, это был сам Ар-

химед из Сиракуз) изобрели новое секретное

оружие — ворон (corvus).

Ворон — это абордажный мостик, устана-

вливавшийся на носу корабля. Он был 1 1 м

(36 футов) в длину и 1,2 м ( 4 фута) в шири-

ну и мог поворачиваться вокруг оси, к кото-

рой он крепился, и опускаться на борт друго-

го корабля. Большой металлический шип в

нижней части мостика цеплялся за борт вра-

жеского судна и фиксировал его, позволяя

римским палубным солдатам переходить на

борт врага. Чтобы использовать это преиму-

щество в предстоящей баталии, на римские

корабли погрузили, помимо 40 палубных

солдат обычного состава, еще до 80 человек

легионеров.

Римляне получили шанс испытать свое се -

кретное оружие в сентябре 260 г. до н.э. при

Миле, в первой значительной битве этой вой-

ны. Силы римлян и карфагенян были почти

равны, примерно по 130 кораблей с каждой

стороны. Карфагеняне были так уверены в

победе, что вместо того чтобы построить пра-

вильную боевую линию, они атаковали рим-

ские корабли по отдельности, некоторые рим-

ские корабли таранили. Но вскоре они обна-

ружили, что их корабли сцеплены воронами с.

римскими судами, заполненными римскими

солдатами. В первой стычке римляне захва-

тили 31 судно, включая карфагенский флаг-

манский корабль. Их командир Ганнибал (не

тот, который известен по Второй Пунической

войне) вынужден был бежать на лодке, что,

без сомнения, еще больше дезорганизовало

карфагенян. Они попытались окружить рим-

ские суда. Несмотря на неповоротливость

своих кораблей, римские команды смогли

развернуть их носами к врагу, сбросить воро-

ны и снова с ним сцепиться. Наконец карфа-

геняне, пришедшие в замешательство от воро-

нов, все же оторвались от них и отступили, ос-

тавив противнику 31 судно, причем еще

13 или 14 кораблей были уничтожены. Рим-

ский военачальник Гай Дуилий был удостоен

первого в Риме морского триумфа, а трибуна

ораторов на форуме была украшена носами

(rostrata) захваченных кораблей, за что по-

лучила название «ростра».

Победу при Миле можно объяснить не-

ожиданным применением нового оружия

плохим командованием карфагенян (вскоре

после этого, по вине Ганнибала, его флот по-

пал в ловушку в бухте на Сардинии, после че-

го его схватили и распяли собственные офи-

церы) . Тем не менее битва при Экномосе в

256 г. до н.э. показала, что римский флот -

это сила, с которой следует считаться. В том

же году сенат решил перенести военные дей-

ствия в Северную Африку. Он распорядился

построить еще больше кораблей, в основном

военных, а не транспортных, в результате че-

го число квинквирем достигло 330, Количе-

ство людей, вероятно, составляло около

140 000 человек, включая и легионеров, слу-

живших в качестве палубных солдат. Флот

под командой обоих консулов был готов ле-

том 256 г. до н.э., карфагеняне собрали и

выставили против них 350 кораблей. Как

только они отошли от сицилийского берега,

карфагеняне были атакованы силами рим-

лян, разделенными на четыре эскадры. Пер-

вая и вторая эскадра в плотном боевом строю

образовывали клин, третья, выстроившись в

линию, прикрывала транспорты с лошадьми,

а четвертая — замыкала строй. План карфа-

генян, как сообщает Полибий, состоял в сле-

дующем: отвлечь первые две эскадры и отде-

лить их от остальных так, чтобы они могли

; быть взяты в клещи двумя эскадрами карфа-

генского флота. Однако без современных

коммуникационных систем подобную опера-

цию провести очень трудно. Либо карфаген-

ские капитаны что-то не так поняли, либо,

когда римляне построились в клин, они про-

сто были не в состоянии осуществить свой

план. Поэтому правое крыло карфагенян

стремительно атаковало четвертую эскадру

имлян с тыла, в то время как левое крыло

атаковало третью эскадру, корабли которой

бросили транспорты и вступили в бой. То, что

произошло, было тремя отдельными битва-

.ми. Первые две эскадры римлян получили

преимущество перед карфагенским центром.

Также, как и при Миле, у карфагенян не бы-

ло средства против воронов, не было также

места для маневрирования, поэтому хорошая

подготовка карфагенских команд не давала

им преимущества. Когда карфагенский центр

был разбит и бежал, первые две римские эс-

кадры развернулись, чтобы помочь осталь-

ной части флота, демонстрируя дисциплину и

взаимовыручку. Всего римляне потеряли 24

судна, а Карфаген — уничтоженными и

пленными — 100. После отдыха и ремонта на

Сицилии римский флот смог продолжить

вторжение в Северную Африку, которое,

правда, закончилось неудачно.