Первая Пуническая война была самой длин-
ной непрерывной войной в греко-римской
истории, и морские столкновения играли в ней
главную роль. В морской битве при Экномосе
(256 г. до н.э.) участвовало, вероятно, боль-
ше людей, чем в какой-либо другой морской
битве в Древней истории. Это удивительно,
так как в начале войны у римлян практически
небыло флота. В конце IV в. до н.э. римский
сенат поэкспериментировал с идеей флота,
Снарядив две небольшие эскадры против пи-
ратов Тирренского моря. Несостоятельность
подобного флота была очевидна, и римляне
отказались от этой идеи, полагаясь в охране
побережья на корабли своих зависимых союз-
ников — греков Южной Италии. Когда нача-
лась война с Карфагеном, римских легионе-
ров на Сицилию должны были перевезти
именно корабли союзников. Но римляне не
смогли за один день пересечь Мессинский
пролив, так как карфагенские эскадры патру-
лировали этот участок. Карфагеняне захвати-
i ли несколько кораблей, но вернули их и плен-
ных римскому командованию, возможно,
пытаясь довести до сознания римлян всю бес-
полезность нападения на Карфаген с его силь-
ным флотом. Карфагенский эмиссар хвастли-
во заявил, что они даже не разрешат римля-
нам омыть руки в водах моря.
Но римская армия перенравилась на Си -
цилию ночью и постепенно отвоевала у кар-
фагенян часть их сицилийских владений. Но
без флота невозможно было одержать пол-
ную победу. Имея доступ к морю, которое
контролировал карфагенский флот, карфа-
генские города на Сицилии могли пополнять
запасы провизии. В 261 г. до н.э. карфаген-
ский флот предпринял рейд на побережье
Италии, чтобы отвлечь силы римлян.
Поэтому ранней весной 260 г. до н.э. рим-
ский сенат принял решение о строительстве
флота из 100 квинквирем и 20 трирем, кото-
рые должны были быть готовы к летней кам-
пании. Корабли были построены за 60 дней,
что наглядно продемонстрировало организа-
торские способности римлян. Карфагенский
корабль, севший на мель у берегов Италии за
четыре года до этого, послужил моделью для
римской квинквиремы. Возможно, что кар-
фагенскую модель выбрали не потому, что у
италийских греков не было квинквирем, а по-
тому, что римлянам больше нравились кар-
фагенские образцы. Для трирем римские вла-
сти набирали команды из греков, а для квин-
квирем Рим сам предоставил 30 000 человек,
по 300 на каждый корабль. Они были набра-
ны из беднейших граждан и людей с подвласт-
ных Риму территорий. Пока корабли еще
строились, гребцы тренировались на скамьях,
установленных на берегу. Понимая, что они
никогда не смогут сравниться с карфагеняна-
ми в искусстве мореплавания и научиться
столь же ловко маневрировать в бою, римля-
не решили превратить корабли в массивные
платформы, на которых их легионеры могли
бы действовать, как на земле. Для этого мор-
ские инженеры (возможно, это был сам Ар-
химед из Сиракуз) изобрели новое секретное
оружие — ворон (corvus).
Ворон — это абордажный мостик, устана-
вливавшийся на носу корабля. Он был 1 1 м
(36 футов) в длину и 1,2 м ( 4 фута) в шири-
ну и мог поворачиваться вокруг оси, к кото-
рой он крепился, и опускаться на борт друго-
го корабля. Большой металлический шип в
нижней части мостика цеплялся за борт вра-
жеского судна и фиксировал его, позволяя
римским палубным солдатам переходить на
борт врага. Чтобы использовать это преиму-
щество в предстоящей баталии, на римские
корабли погрузили, помимо 40 палубных
солдат обычного состава, еще до 80 человек
легионеров.
Римляне получили шанс испытать свое се -
кретное оружие в сентябре 260 г. до н.э. при
Миле, в первой значительной битве этой вой-
ны. Силы римлян и карфагенян были почти
равны, примерно по 130 кораблей с каждой
стороны. Карфагеняне были так уверены в
победе, что вместо того чтобы построить пра-
вильную боевую линию, они атаковали рим-
ские корабли по отдельности, некоторые рим-
ские корабли таранили. Но вскоре они обна-
ружили, что их корабли сцеплены воронами с.
римскими судами, заполненными римскими
солдатами. В первой стычке римляне захва-
тили 31 судно, включая карфагенский флаг-
манский корабль. Их командир Ганнибал (не
тот, который известен по Второй Пунической
войне) вынужден был бежать на лодке, что,
без сомнения, еще больше дезорганизовало
карфагенян. Они попытались окружить рим-
ские суда. Несмотря на неповоротливость
своих кораблей, римские команды смогли
развернуть их носами к врагу, сбросить воро-
ны и снова с ним сцепиться. Наконец карфа-
геняне, пришедшие в замешательство от воро-
нов, все же оторвались от них и отступили, ос-
тавив противнику 31 судно, причем еще
13 или 14 кораблей были уничтожены. Рим-
ский военачальник Гай Дуилий был удостоен
первого в Риме морского триумфа, а трибуна
ораторов на форуме была украшена носами
(rostrata) захваченных кораблей, за что по-
лучила название «ростра».
Победу при Миле можно объяснить не-
ожиданным применением нового оружия
плохим командованием карфагенян (вскоре
после этого, по вине Ганнибала, его флот по-
пал в ловушку в бухте на Сардинии, после че-
го его схватили и распяли собственные офи-
церы) . Тем не менее битва при Экномосе в
256 г. до н.э. показала, что римский флот -
это сила, с которой следует считаться. В том
же году сенат решил перенести военные дей-
ствия в Северную Африку. Он распорядился
построить еще больше кораблей, в основном
военных, а не транспортных, в результате че-
го число квинквирем достигло 330, Количе-
ство людей, вероятно, составляло около
140 000 человек, включая и легионеров, слу-
живших в качестве палубных солдат. Флот
под командой обоих консулов был готов ле-
том 256 г. до н.э., карфагеняне собрали и
выставили против них 350 кораблей. Как
только они отошли от сицилийского берега,
карфагеняне были атакованы силами рим-
лян, разделенными на четыре эскадры. Пер-
вая и вторая эскадра в плотном боевом строю
образовывали клин, третья, выстроившись в
линию, прикрывала транспорты с лошадьми,
а четвертая — замыкала строй. План карфа-
генян, как сообщает Полибий, состоял в сле-
дующем: отвлечь первые две эскадры и отде-
лить их от остальных так, чтобы они могли
; быть взяты в клещи двумя эскадрами карфа-
генского флота. Однако без современных
коммуникационных систем подобную опера-
цию провести очень трудно. Либо карфаген-
ские капитаны что-то не так поняли, либо,
когда римляне построились в клин, они про-
сто были не в состоянии осуществить свой
план. Поэтому правое крыло карфагенян
стремительно атаковало четвертую эскадру
имлян с тыла, в то время как левое крыло
атаковало третью эскадру, корабли которой
бросили транспорты и вступили в бой. То, что
произошло, было тремя отдельными битва-
.ми. Первые две эскадры римлян получили
преимущество перед карфагенским центром.
Также, как и при Миле, у карфагенян не бы-
ло средства против воронов, не было также
места для маневрирования, поэтому хорошая
подготовка карфагенских команд не давала
им преимущества. Когда карфагенский центр
был разбит и бежал, первые две римские эс-
кадры развернулись, чтобы помочь осталь-
ной части флота, демонстрируя дисциплину и
взаимовыручку. Всего римляне потеряли 24
судна, а Карфаген — уничтоженными и
пленными — 100. После отдыха и ремонта на
Сицилии римский флот смог продолжить
вторжение в Северную Африку, которое,
правда, закончилось неудачно.