Войны и сражения Древнего мира

Катастрофа для Персии

 

После Саламина персидский флот не мог

больше сражаться. Многие уцелевшие кораб -

ли Ксеркса были приведены в негодность, ко-

манды их пали духом, особенно после того,

как разгневанный Ксеркс казнил нескольких финикийских командиров сразу же после боя. Царь перевел палубных солдат в армей-

ские подразделения, а затем ночью с 21 на 22

сентября остатки флота отправились к Гел-

леспонту сопровождать отступающую пер-

сидскую армию. Победа при Саламине озна-

чала, что вторжение в Грецию действительно

остановлено. Снабжение наземной армии

зависело от моря, транспортировка припасов

была очень опасна без защиты военного фдо -

та. Потеря флота означала также, что персы

 не смогут обойти с фланга греческие силы, защищавшие коринфский Истм. В следую-

щем году объединенный греческий военный

флот нанес поражение остаткам персидского

флота при Микаде на юго-восточном побе-

режье Малой Азии. Персы никогда больше не

смогли вернуть себе господство на море. Бо-

Нк того, Афины неожиданно стали наиболее

значительным морским государством среди

греческих городов.

В VB. ДО Н.Э. греческие города-государст-

ва продолжали интенсивно развивать воен-

но-морской флот. Спарта составила серьез-

ную конкуренцию Афинам во время Пелопон-

несской войны (431—404 гг. до н.э.). Афи-

ны, тем не менее, лидировали в искусстве ма-

неврировать. Их флот можно было разбить

только в том случае, если сами афиняне со-

вершали серьезные стратегические ошибки.

Так, во время Сицилийской экспедиции в

415 г. до н.э. два афинских флота, всего бо-

лее чем 200 кораблей, были заперты и бухте у

Сиракуз, где их великолепное умение не мог-

ло использоваться в полной мере. Кроме то-

го, для противостояния афинским таранам

сиракузцы усилили свои триремы дополни-

тельными балками в носовой части. В узких

водах, где афинян атаковали нос к носу, более

легким афинским судам был нанесен серьез-

ный урон. Под Сиракузами афиняне потеря-

ли все свои корабли: флоту не удалось про-

рваться из бухты, уцелевшие после боя суда

были брошены армией при отступлении.

Другое серьезное поражение афинян в Пело-

поннесской войне — битва при Эгоспотамах,

прекрасно демонстрирующая все недостатки

триремы в бою. В сентябре405 г. до н.э. весь

афинский флот из 180 кораблей (восстанов-

ленный после разгрома под Сиракузами) был

послан в Дарданеллы охранять транспорты с

пшеницей. Все силы были сосредоточены на

пустынном берегу, в результате чего флот с

трудом мог пополнять запасы и находиться в

море в течение продолжительного времени.

Так как ни одного поселения поблизости не

было, команды вынуждены были ходить за

продуктами за 3,2 км (2 мили) на рынок.

Когда корабли были надолго оставлены без

серьезной охраны, спартанский царь Лисандр

напал на них и захватил 171 судно. Только

девяти триремам удалось бежать и рассказать

в Афинах о несчастье. Без защищавшего его

флота город был вскоре осажден спартанца-

ми и сдался.

Военно-морские силы не играли заметной

роли в завоеваниях Александра Македонско -

го, тем не менее им был подготовлен флот для

плавания в Индийском океане, и незадолго

до смерти он начал строить еще один флот —

для вторжения в Северную Африку. На Сре-

диземном море Александру, который не мог

доверять своему своенравному союзнику —

Афинам, угрожал только персидский флот.

Он продвигался вдоль его восточного побере-

жья, захватывая персидские порты, — кам-

пания, во время которой произошли две

большие битвы на море и которая заверши-

лась после долгой осады города Тира. Это

было необходимо, чтобы защитить сообщение

с Грецией. Наследники Александра, разде-

лившие после его смерти империю, придава-

ли большое значение флоту, что особенно

проявилось в нескольких войнах между Ан-

тигонидами и Птолемеями.

Новые эллинистические государства нача-

ли настоящую гонку вооружений на море.

Спускавшиеся на воду корабли становились

все больше и больше, особенно после изобре-

тения небольшой корабельной катапульты в -

IV в. до н.э., установка которой на судне по-

требовала увеличения его размеров. Исполь-.

зование метательных машин — оружия даль-

него действия наряду с увеличением количе-

ства палубных солдат снизило значение тара-

на в морском бою. Кораблем, наиболее попу-

лярным среди добивавшихся господства на

море эллинистических царей, стала полире-

ма — судно, где использовался тот же прин-

цип размещения гребцов, что и на триреме, но

с дополнительными гребцамина каждое вес-

ло. Самым известным достижением была

«сороковка» — корабль, приводившийся в

движение тремя рядами весел, причем на ка-

ждое весло приходилось до 5 гребцов. Это был

устрашающий корабль более чем 122 м (400

футов) в длину, который, вероятно, никогда

не использовался в бою, но очень наглядно

демонстрировал могущество египетского царя

Птолемея IV (221—203 гг. до н.э.).

Самыми эффективными из этих «больших

кораблей» были квинквиремы, или «пятер-

ки», которые были на вооружении Карфаге-

на. Карфаген, который развивался как торго-

вая империя, располагала в Северной Афри-

ке и обладал значительным влиянием в запад-

дом Средиземноморье. В двойной гавани го-

рода находилось более чем 200 военных ко-

раблей, укомплектованных личным составом

из свободных граждан, а карфагенская армия

состояла из наемников. Военный флот Кар-

фагена был грозной силой, и римляне скоро в

в этом убедились, когда началась Первая Пу-

«ническая война (264—241 гг. до н.э.).