Любому командующему Древних вре-
мен контроль над армией во время
битвы представлялся практически
невозможным. Стоило только туману войны
спуститься, как большинство полководцев
оказывались бессильны повлиять на ход сра-
жения.
Бывший командующий афинской кавале-
рией попытался описать свой военный опыт
следующим образом: «Полководец должен
быть способен снабжать армию обмундиро-
ванием и продовольствием, он должен быть
находчивым, активным, осторожным, му-
жественным и сообразительным; он должен
одновременно быть и мягким, и грубым,
прямолинейным и хитрым, способным как
на осторожное, так и на неожиданное напа-
дение, щедрым и жадным, великодушным и
скупым, мастером держать оборону и идти в
атаку. И есть еще множество качеств, как
врожденных, так и приобретенных с опытом,
необходимых тому, кто станет великим пол-
ководцем».
Ксенофонт учился вместе с Сократом и
научился воевать верхом в один из самых на-
сыщенных войнами периодов в истории Гре-
ции. Старый солдат прекрасно понимал, что
войско без командующего — все равно что
человек без головы. Какими бы слабыми или
сильными сторонами ни обладало войско,
оно всегда нуждается в достойных лидерах,
осуществляющих командование и контроль.
Без них войско является, и всегда будет оста-
ваться, бесполезным. Вооруженным силам
важен даже сам факт существования коман-
дующего, не говоря уже о его реальных функ-
циях. Командующие по сей день лицом к ли -
цу сталкиваются с необходимостью контроля,
какие бы военные активы они ни накопили,
командуя организованным насилием в соб-
ственных целях.
Существует множество терминов для обо-
значения вооруженных сил, но термин «воен-
ная машина» — наиболее подходящий, так как
он одновременно подразумевает и сложность,
и точность, столь необходимые для действий
вооруженных сил. В руках мастера вооружен-
ные силы способны поражать своими действи-
ями, но в руках человека несведущего даже са-
мые лучшие, искуснейшие планирование и по-
строение могут в один момент обернуться кра-
хом. Способам, с помощью которых армии
древности находили и получали указания во
время битвы, посвящена эта глава.
Пользуясь некоторыми примерами ко-
мандования и контроля (или полководческо-
го искусства), взятыми из истории Древнего
мира, мы остановимся на тех проблемах, с
которыми полководцы сталкивались на поле
боя. Но до того как мы приступим к этому,
следует разъяснить несколько простых и обя-
зательных истин механики, методологии и
технологий.