Войны и сражения Древнего мира

Командование и контроль

Любому командующему Древних вре-

мен контроль над армией во время

битвы представлялся практически

невозможным. Стоило только туману войны

спуститься, как большинство полководцев

оказывались бессильны повлиять на ход сра-

жения.

Бывший командующий афинской кавале-

рией попытался описать свой военный опыт

следующим образом: «Полководец должен

быть способен снабжать армию обмундиро-

ванием и продовольствием, он должен быть

находчивым, активным, осторожным, му-

жественным и сообразительным; он должен

одновременно быть и мягким, и грубым,

прямолинейным и хитрым, способным как

на осторожное, так и на неожиданное напа-

дение, щедрым и жадным, великодушным и

скупым, мастером держать оборону и идти в

атаку. И есть еще множество качеств, как

врожденных, так и приобретенных с опытом,

необходимых тому, кто станет великим пол-

ководцем».

Ксенофонт учился вместе с Сократом и

научился воевать верхом в один из самых на-

сыщенных войнами периодов в истории Гре-

ции. Старый солдат прекрасно понимал, что

войско без командующего — все равно что

человек без головы. Какими бы слабыми или

сильными сторонами ни обладало войско,

оно всегда нуждается в достойных лидерах,

осуществляющих командование и контроль.

Без них войско является, и всегда будет оста-

ваться, бесполезным. Вооруженным силам

важен даже сам факт существования коман-

дующего, не говоря уже о его реальных функ-

циях. Командующие по сей день лицом к ли -

цу сталкиваются с необходимостью контроля,

какие бы военные активы они ни накопили,

командуя организованным насилием в соб-

ственных целях.

Существует множество терминов для обо-

значения вооруженных сил, но термин «воен-

ная машина» — наиболее подходящий, так как

он одновременно подразумевает и сложность,

и точность, столь необходимые для действий

вооруженных сил. В руках мастера вооружен-

ные силы способны поражать своими действи-

ями, но в руках человека несведущего даже са-

мые лучшие, искуснейшие планирование и по-

строение могут в один момент обернуться кра-

хом. Способам, с помощью которых армии

древности находили и получали указания во

время битвы, посвящена эта глава.

Пользуясь некоторыми примерами ко-

мандования и контроля (или полководческо-

го искусства), взятыми из истории Древнего

мира, мы остановимся на тех проблемах, с

которыми полководцы сталкивались на поле 

боя. Но до того как мы приступим к этому,

следует разъяснить несколько простых и обя-

зательных истин механики, методологии и

технологий.