Войны и сражения Древнего мира

КАВАЛЕРИЯ

Конные воины являлись ударной бое-

вой единицей на полях сражений,

они были в равной мере приспособ-

лены для разведки местности и для преследо-

вания разгромленного врага.

В период раннего неолита люди в Европе и

Азии начали приручать животных, способных

нести седока или быть впряженными в повоз-

ку или колесницу. Люди ездили верхом на ло-

шадях в причерноморских степях начиная с

IV тысячелетия до нашей эры. Примерно в

это же время в Египте и Юго-Западной Азии

началось приручение ослов. Бактрийский

верблюд на Иранском плато и арабский верб-

люд на юге Арабского полуострова были при-

ручены в следующем тысячелетии. Прируче-

ние индийского слона соответствовало по

времени началу цивилизации Долины Инда

(между 2500 и 1750 гг. до нашей эры), тог-

да как Северная Африка приручила афри-

канского слона только в последние века I ты-

сячелетия до нашей эры. Ослы, если не счи-

тать самого раннего периода, использовались

почти исключительно как вьючные живот-

ные, применение верблюдов в качестве жи-

вотных для верховой езды в боевых условиях

было ограниченным. Слоны играли значи-

тельную роль в бою, но основу для колесниче-

го войска и кавалерии, двух самых значитель-

ных родов войск последовательно бронзового

и железного веков, составляли лошади.

С самого раннего периода, когда на конях

стали выезжать в бой, первой конной военной

силой, насколько нам известно, стали боевые

колесницы. Первое засвидетельствованное

использование колесниц произошло в Месо-

потамии, где шумерские изображения пред-

ставляют воинов, едущих на «боевых повоз-

ках» (как их называют ученые), которые

представляли собой большие телеги с узким

кузовом и высокой передней частью. Возни-

ца сидел впереди воина, который метал дро-

тики из колчанов, прикрепленных по бокам.

Колеса представляли собой сплошные диски,

составленные каждый из трех частей, скреп-

ленных вместе, и, вероятно, насаженные на

неподвижную ось при помощи длинных ци-

линдров (ступиц), так что каждое колесо

вращалось независимо. Однако отсутствие

вращающейся передней оси увеличивало

опасность опрокидывания повозки при пово-

роте на большой скорости. Существовали

двухколесные колесницы, они были манев-

реннее четырехколесных и преимущественно

использовались для передачи донесений и как

транспорт военачальников.

В боевые колесницы запрягали четверки

ослов, иногда могли использовать гибрид

онагра с ослом — на Ближнем Востоке в это

время еще не знали лошадей. Вожжи пропус-

кали через металлические кольца на упряж-

ном дышле, они крепились к кольцам в носах

животных. Натягивание поводьев ПОЗВОЛЯЛО

вознице остановить упряжку, но для измене-

ния направления использовались голосовые

команды, а также заостренная палка или

кнут. Хомут надевали только на внутреннюю

пару животных. Другие двое подпрягались

при помощи шейных ремней, поэтому их тяг-

ловая мощность была небольшой. Обладая

меньшей силой тяги, они тем не менее стара-

лись двигаться быстрее, побуждая животных

в хомуте делать то же самое. Испытания по-

казали, что подобная четырехколесная по-

возка могла развивать скорость до 15—

20 километров в час (9,3—12,5 мили в час).

Колесницы были государственной собст-

венностью, выдаваемой воинам перед бое-

вым походом и после возвращаемой. Столица

шумеров Умма имела отряд из 60 колесниц;

другие города, несомненно, могли выставить 

равные силы, которыми во многих случаях

командовали члены царского дома. Двухме-

стные колесницы изображались мчащимися

по трупам поверженных врагов (что харак-

терно и для более поздних изображений ко-

лесниц, преследукщих бегущего врага). Мы

можем только делать предположения о том,

как их могли еще использовать, однако то,

что их экипаж полагался на дротики, подра-

зумевает, что они должны были достаточно

близко подходить к линии вражеских войск.

Тяжелые колесницы, слишком медленные и

не очень маневренные, подвергались боль-

шому риску, действуя вблизи войск против-

ника. Привыкнув к боевым колесницам, вои-

ны вскоре должны были разработать и мето-

ды борьбы с ними. Изображения колесниц в

бою не появляются в последние три века

III тысячелетия до н.э.; от них, вероятно,

пришлось отказаться.

Нужны были более легкие колесницы, бо-

лее послушные животные и более надежные

способы управления. Все это в первую оче-

редь появилось на Ближнем Востоке в первой

четверти II тысячелетия до нашей эры. Спер-

ва здесь снова появились лошади, водившие-

ся в Анатолии около 3000 г. до нашей эры.

Хотя и мелкие по современным стандартам,

эти лошади превосходили других тягловых

животных размерами и скоростью и были бо -

лее обучаемы и изящны. Их вскоре стали

впрягать в колесницы. В XII в. до н.э. неожи-

данно появляются колесницы с колесами,

снабженными спицами, колесницы, запря-

женные парой лошадей, начинающих появ-

ляться на анатолийских изображениях. Коле-

са с четырьмя спицами были более легкими,

чем сплошные деревянные колеса боевых

колесниц. Тем не менее управляли лошадь-

ми по-прежнему одними поводьями, про-

детыми через носовые кольца, что было не

очень эффективно. Сирийские изображения

XVIII в. до н.э. показывают пару поводьев,

идущих к каждому животному, что ясно ука-

зывает на появление удил и узды. Мотив «ез-

ды по павшим врагам», появляющийся в то

время, говорит о том, что некоторые цари ис-

пользовали колесницы на поле боя. С середи-

ны XVII в. до н.э., если не раньше, появляют-

ся двухместные колесницы, несущие возни-

чего и воина, вооруженного луком и стрела-

ми. Но сперва их было немного, количество

их исчислялось десятками. Колесница стала

 оружием войны, главным, что доминировало

в войнах позднего бронзового века на Ближ-

нем Востоке. В течение II тысячелетия до н.э.

колесницы вошли в употребление на всем

пространстве Европы, Азии и Северной Аф-

рики, равно как и в Центральной Азии, Ин-

дии и Китае.