Конные воины являлись ударной бое-
вой единицей на полях сражений,
они были в равной мере приспособ-
лены для разведки местности и для преследо-
вания разгромленного врага.
В период раннего неолита люди в Европе и
Азии начали приручать животных, способных
нести седока или быть впряженными в повоз-
ку или колесницу. Люди ездили верхом на ло-
шадях в причерноморских степях начиная с
IV тысячелетия до нашей эры. Примерно в
это же время в Египте и Юго-Западной Азии
началось приручение ослов. Бактрийский
верблюд на Иранском плато и арабский верб-
люд на юге Арабского полуострова были при-
ручены в следующем тысячелетии. Прируче-
ние индийского слона соответствовало по
времени началу цивилизации Долины Инда
(между 2500 и 1750 гг. до нашей эры), тог-
да как Северная Африка приручила афри-
канского слона только в последние века I ты-
сячелетия до нашей эры. Ослы, если не счи-
тать самого раннего периода, использовались
почти исключительно как вьючные живот-
ные, применение верблюдов в качестве жи-
вотных для верховой езды в боевых условиях
было ограниченным. Слоны играли значи-
тельную роль в бою, но основу для колесниче-
го войска и кавалерии, двух самых значитель-
ных родов войск последовательно бронзового
и железного веков, составляли лошади.
С самого раннего периода, когда на конях
стали выезжать в бой, первой конной военной
силой, насколько нам известно, стали боевые
колесницы. Первое засвидетельствованное
использование колесниц произошло в Месо-
потамии, где шумерские изображения пред-
ставляют воинов, едущих на «боевых повоз-
ках» (как их называют ученые), которые
представляли собой большие телеги с узким
кузовом и высокой передней частью. Возни-
ца сидел впереди воина, который метал дро-
тики из колчанов, прикрепленных по бокам.
Колеса представляли собой сплошные диски,
составленные каждый из трех частей, скреп-
ленных вместе, и, вероятно, насаженные на
неподвижную ось при помощи длинных ци-
линдров (ступиц), так что каждое колесо
вращалось независимо. Однако отсутствие
вращающейся передней оси увеличивало
опасность опрокидывания повозки при пово-
роте на большой скорости. Существовали
двухколесные колесницы, они были манев-
реннее четырехколесных и преимущественно
использовались для передачи донесений и как
транспорт военачальников.
В боевые колесницы запрягали четверки
ослов, иногда могли использовать гибрид
онагра с ослом — на Ближнем Востоке в это
время еще не знали лошадей. Вожжи пропус-
кали через металлические кольца на упряж-
ном дышле, они крепились к кольцам в носах
животных. Натягивание поводьев ПОЗВОЛЯЛО
вознице остановить упряжку, но для измене-
ния направления использовались голосовые
команды, а также заостренная палка или
кнут. Хомут надевали только на внутреннюю
пару животных. Другие двое подпрягались
при помощи шейных ремней, поэтому их тяг-
ловая мощность была небольшой. Обладая
меньшей силой тяги, они тем не менее стара-
лись двигаться быстрее, побуждая животных
в хомуте делать то же самое. Испытания по-
казали, что подобная четырехколесная по-
возка могла развивать скорость до 15—
20 километров в час (9,3—12,5 мили в час).
Колесницы были государственной собст-
венностью, выдаваемой воинам перед бое-
вым походом и после возвращаемой. Столица
шумеров Умма имела отряд из 60 колесниц;
другие города, несомненно, могли выставить
равные силы, которыми во многих случаях
командовали члены царского дома. Двухме-
стные колесницы изображались мчащимися
по трупам поверженных врагов (что харак-
терно и для более поздних изображений ко-
лесниц, преследукщих бегущего врага). Мы
можем только делать предположения о том,
как их могли еще использовать, однако то,
что их экипаж полагался на дротики, подра-
зумевает, что они должны были достаточно
близко подходить к линии вражеских войск.
Тяжелые колесницы, слишком медленные и
не очень маневренные, подвергались боль-
шому риску, действуя вблизи войск против-
ника. Привыкнув к боевым колесницам, вои-
ны вскоре должны были разработать и мето-
ды борьбы с ними. Изображения колесниц в
бою не появляются в последние три века
III тысячелетия до н.э.; от них, вероятно,
пришлось отказаться.
Нужны были более легкие колесницы, бо-
лее послушные животные и более надежные
способы управления. Все это в первую оче-
редь появилось на Ближнем Востоке в первой
четверти II тысячелетия до нашей эры. Спер-
ва здесь снова появились лошади, водившие-
ся в Анатолии около 3000 г. до нашей эры.
Хотя и мелкие по современным стандартам,
эти лошади превосходили других тягловых
животных размерами и скоростью и были бо -
лее обучаемы и изящны. Их вскоре стали
впрягать в колесницы. В XII в. до н.э. неожи-
данно появляются колесницы с колесами,
снабженными спицами, колесницы, запря-
женные парой лошадей, начинающих появ-
ляться на анатолийских изображениях. Коле-
са с четырьмя спицами были более легкими,
чем сплошные деревянные колеса боевых
колесниц. Тем не менее управляли лошадь-
ми по-прежнему одними поводьями, про-
детыми через носовые кольца, что было не
очень эффективно. Сирийские изображения
XVIII в. до н.э. показывают пару поводьев,
идущих к каждому животному, что ясно ука-
зывает на появление удил и узды. Мотив «ез-
ды по павшим врагам», появляющийся в то
время, говорит о том, что некоторые цари ис-
пользовали колесницы на поле боя. С середи-
ны XVII в. до н.э., если не раньше, появляют-
ся двухместные колесницы, несущие возни-
чего и воина, вооруженного луком и стрела-
ми. Но сперва их было немного, количество
их исчислялось десятками. Колесница стала
оружием войны, главным, что доминировало
в войнах позднего бронзового века на Ближ-
нем Востоке. В течение II тысячелетия до н.э.
колесницы вошли в употребление на всем
пространстве Европы, Азии и Северной Аф-
рики, равно как и в Центральной Азии, Ин-
дии и Китае.