Войны и сражения Древнего мира

Египетские границы

 

Хотя Рамсес III одержал победу над «Hapo-

дами Моря», его флот не отвечал условиям

Средиземного моря. Египетские корабли, по-

существу, были увеличенными в размере лод-

ками, которые сотни лет ходили по Нилу. У

них отсутствовал киль, они имели только не-

сколько легких шпангоутов. Доски обшивки

крепились друг к другу без внутреннего кар-

каса. Вряд ли такое судно могло выдержать

даже небольшой средиземноморский шторм.

Оно не было достаточно прочным, чтобы не-

сти таран, — оружие, которое позже стало

одним из самых важных в боях на Средизем -

ном море. В результате корабль, изображен-

ный в Мединет-Абу, вероятно, не имел бое-

вой палубы для палубных солдат. Гребцы, за-

щищенные от метательных снарядов боковым

навесом, находились за ним до тех пор, пока корабль не подходил к вражескому на столько близко, что бы  можно было начать схватку, в которую

они и вступали, если это было необходимо.

У египетских военных кораблей были и па-

руса, но древние корабли под парусами, 

имея оружие ближнего действия, не могли

маневрировать рядом друг с другом, поэтому

паруса никогда не использовались в морских

баталиях.

Несмотря на это, ко времени, когда Рам-

сес III одержал свою победу над Народами

Моря, в Восточном Средиземноморье уже

были настоящие военные корабли, подходя-

щие для действий в открытом море. КXIVве-

ку до н.э. пиратство, как индивидуальное, так

и пиратская деятельность целых государств,

вошло в обычай как одна из форм морской

войны и получения прибыли. Флот пиратов

блокировал порты, занимался вымогательст-

вом, захватом рабов и товаров. Финикийские

города Тир, Бейрут, Сидон — процветающие

порты с сильным правительством — могли

вкладывать немалые суммы в морскую войну,

создавая свои флоты. Они состояли из греб-

ных боевых судов, укомплектованных 20—

100 гребцами. Об основных характеристиках

подобных кораблей можно судить по остат-

кам судна, найденного у мыса Улу-Бурун в

1982 г. Этот корабль, микенский иди фини-

кийский, был вполне годен для плавания в

открытом море. В отличие от северных ко-

раблей, доски обшивки не крепились внак-

рой. Вместо этого они крепились методом

«шип в гнездо» — как мебель, — штырями,

вставленными в отверстия. Затем каркас

вставлялся в готовую уже обшивку, что де-

лало такой корабль более приспособленным

к плаванию по морю, нежели те, что изо-

бражены на рельефе из Мединет-Абу. Кор-

пус корабля необходимо было проконопа-

тить, чтобы придать ему водонепроницае-

мость: в древности было обычной практикой

замазывать стыки в обшивке или далее це-

лый корпус смолой или смесью смолы и вое -

ка. Многие корабли имели обшивку из тон-

кого свинцового листа ниже ватерлинии.

Чтобы скорость корабля была достаточно

большой, его строили из легкого материала,

например, из кедра. Такие корабли были

очень похожи на современные гоночные

лодки. Запасы размещались под скамьями

гребцов. Приводились в движение они как веслами, так и квадратным парусом. Если парус не использовался, то мачту вынимали из гнезда и клали вершиной по направлению к корме. Отдыхать гребцы могли только на своих скамьях. В этом состоят основные характеристики кораблей древности.

Именно вследствие тесноты и недостатка мес-

та, а не из-за неспособности в навигации, во-

енные корабли плавали в основном придержи-

ваясь берега, причаливая к нему на ночь, а

иногда и днем. Судно, уходящее в плавание,

редко брало запасы еды и воды больше, чем на

один день. Кроме того, капитан, направляв-

ший корабль в бой, оставлял на берегу парус и

мачту, так как не хватало места для команды, а

такелаж и парус могли быть подожжены врага-

ми, бросавшими горшки с горящей смолой.

Столетиями пантера — судно с пятьюде-

сятью гребцами и с одним рядом банок для

гребцов — оставалась основным типом сре-

диземноморского военного корабля. Она бы-

ла длинной и узкой, дорогой в строительстве и

неманевренной. Маневренность не имела

особого значения, пока вся тактика морских

баталий сводилась к абордажному бою, но

все изменилось, когда в IX в. до н.э. появи-

лось такое важное изобретение, как таран. 

Таран — это тяжелая: балка, обитая бронзой и

прикрепленная к килю ниже ватерлинии. На

изображениях он появляется впервые около

850 г. до н.э. Вероятно, это греческое или

финикийское изобретение. С появлением та-

рана корабль действительно стал орудием

войны, а не просто транспортным судном или

площадкой для воинов. Хорошо тренирован-

ная команда могла быстро повернуть свой

корабль, чтобы таранить незащищенную

корму или борт вражеского судна и потопить

его, хотя легкие военные корабли, ходившие

без балласта, вероятно, могли долго держать-

ся на воде, даже получив пробоину. Корабль

с хорошей командой мог также обломать вес-

ла у вражеского судна, подплывая очень

близко к противнику и втащив весла в пос-

леднюю секунду. В результате этого против-

ник терял способность маневрировать.