Войны и сражения Древнего мира

Происхождение осадного дела

 

Первым на свете обнесенным стеной поселе-

нием стал небольшой город Иерихон, распо-

лагавшийся в 10 километрах (6 милях) от се-

верного побережья Мертвого моря в древней

области Ханаан на территории современного

Израиля. Стены этого города датируются на-

чалом VII тысячелетия до н.э. Современные

ученые предполагают, что для сооружения

стен вокруг поселения могли быть две основ-

ные причины. Изначально стены предназна-

чались для защиты от метательных орудий,

каковыми в то время являлись в основном

праща, лук и стрелы. Второй причиной, судя

по всему, явилось развитие оседлого земледе-

лия. Обе причины тесно связаны между со-

бой, так как подобная защита от метательных

снарядов становилась необходимой и эффек-

тивной только в том случае, когда люди пере-

ходили к оседлому образу жизни и занима-

лись земледелием на определенной террито-

рии, обеспечивая себе возможность постоян-

но вести оборонительные действия.

Иерихон, по сравнению с другими поселе-

ниями, был укреплен очень рано. Первые

стены вокруг него были построены в эпоху

раннего неолита с помощью каменных ору-

дий. 2500 обитателей Иерихона были вытес-

нены из города около 6800 г. до н.э., когда

поселение захватили другие люди каменного

века. Весьма сомнительно, чтобы люди, ве-

дущие оседлый образ жизни и даже соору-

дившие постоянные укрепления, просто так

оставили свое поселение. Следовательно,

трудно предположить, что пришельцы заняли

опустевший город и не встретили никакого

сопротивления. Таким образом, хотя ника-

ких следов сражения обнаружено не было,

вполне можно говорить о первой в истории

осаде, или о первом штурме, так как едва ли

поселение было сдано без боя. Новый народ

в свою очередь был изгнан из города около

4500 г. до н.э., а новые его обитатели остава-

лись там до тех пор, пока около 1325 г. до

н.э. город не был ими покинут и сам оконча-

тельно не разрушился. Вряд ли это было ре-

зультатом легендарной осады Иерихона из-

раильским полководцем Иисусом Навином,

описанной в Библии (Иисус Навин, 6, 1 —

25). Ученые, занимающиеся изучением

Библии, ставят под сомнение историчность

этой осады, как и многих других военных со-

бытий, описанных в книге Иисуса Навина. К

тому же завоевание Ханаана израильтянами

произошло не ранее чем через два века после

разрушения города: к моменту их прихода

Иерихон уже давно пустовал.

Тем не менее информация о разорении

Иерихона израильтянами, имеющаяся в кни-

ге Иисуса Навина, является древнейшим

письменным упоминанием об осаде. Несмо-

тря на то, что достоверность этой информа-

ции подтвердить невозможно, она дает нам

представление о некоторых сторонах осадно-

го дела бронзового века на Ближнем Востоке.

Эта осада многим известна по старому хри-

стианскому гимну. В припеве говориться:

«Иисус Навин сражался при Иерихоне. И

стены города пали».

На самом деле стены вовсе не падали, во

всяком случае до тех пор, пока город не был

разрушен окончательно. Нам известно, что в

то время израильтяне, как, впрочем, и все ос-

тальные народы, не владели осадными техно-

логиями. В книге Иисуса Навина описывает-

ся, как израильское войско марширует вокруг

города, что, скорее всего, означает, что сол-

даты окружили город или даже просто патру-

лировали его окрестности, чтобы не допус-

тить подвоза продовольствия осажденным,

чтобы вынудить противника сдаться под уг-

розой голодной смерти. В конце концов город

был взят с помощью хитрости. Иисус Навин

послал двух разведчиков, которые проникли

внутрь города и укрылись в публичном доме.

В источнике не говорится, какие именно

функции выполняли эти люди, однако, судя

по всему, они установили контакты с некото-

рыми горожанами, которые, поддавшись на

их уговоры, предали свой город и открыли

израильтянам ворота, иначе трудно понять,

почему эти двое удостоились упоминания.

Город, по обычаю того времени, был «посвя-

щен Богу», т.е. был разрушен до основания, а

все его жители убиты.

Если не задумываться о достоверности

библейского описания осады Иерихона, то

само по себе оно не содержит ничего такого,

что было бы неестественным для того време-

ни и что могло бы показаться более поздней

вставкой, отражающей уровень осадной тех-

ники позднего бронзового века. Даже то об-

стоятельство, что сам Яхве вмешался, чтобы

разрушить городские стены, служит еще од-

ним подтверждением тому, что древние из-

раильтяне не знали осадных орудий. Не имея

возможности пробить стены города, изра-

ильтяне попытались заморить население го-

лодом. Возможно, что, потеряв надежду

взять город измором, израильтяне выслали

лазутчиков и захватили город путем измены.

Других способов, кроме как блокировать го-

род, взять его штурмом, подкопать его стены

или проникнуть внутрь обманным путем,

просто не было. Можно предположить, что

описанная в Библии осада может считаться

типичным примером осады той эпохи, пред-

шествовавшей появлению первых осадных

орудий. До этого времени преимущество все-

гда оставалось на стороне осажденных.

Хотя Иерихон и был обнесен стеной еще в

VII тысячелетии до н.э., он оставался отно-

сительно маленьким городом. Первые хоро-

шо укрепленные города появились в Месо-

потамии примерно за три тысячелетия до

новой эры. Ур в современном Ираке — один

из лучших и наиболее ранних примеров. В

свое время город был известен именно свои-

ми укреплениями — местами толщина стен

достигала 30 метров (100 футов) в основа-

нии. Укрепления строились по тщательно

обдуманному плану. Со временем к стенам

добавлялись балконы, зубцы и башни. Баш-

ни были расположены друг от друга не далее

 чем на расстоянии полета стрелы (в то время

около 30 метров — 100 футов), так что все

атакующие оказывались в пределах досягае-

мости метавшихся с башен снарядов. В дру-

гих городах Месопотамии архитекторы стро-

или изломанные под прямыми углами стены,

создавая таким образом зигзагообразные

укрепления, обеспечивающие больший угол

стрельбы.

Похожие укрепления строились в то же

время в Египте. Одно из самых ранних сви-

детельств существования осадного дела да-

тируется первыми декадами Древнего цар-

ства (около 2159 г. до н.э.). Рельеф из Ди-

шаше (Центральный Египет) изображает

осаду, в которой атакующие используют ле-

стницы и пытаются приподнять ворота с по-

мощью рычагов или ломов. Другой египет-

ский рельеф, происходящий из Саккары и

датируемый XXIII в. до н.э., изображает пе-

редвижную лестницу. Она была первым уст-

ройством, созданным специально для веде-

ния осады. Такую лестницу было трудно от-

толкнуть, а наличие у нее колес означало, что

ее можно было быстро переместить к любому

участку стены. На рельефе также изображе-

ны нападающие с топорами и пиками, пыта-

ющиеся разломать ими городские стены. Не-

смотря на то, что этот рельеф является пер-

вым свидетельством попытки проникнуть в

крепость, разрушив стену, надо обратить

особое внимание на то, что данные стены,

скорее всего, были построены из сырцового

кирпича. Разрушение каменных стен все еще

оставалось проблемой.

Осадное дело практически не изменя-

лось до XVII века до н.э., когда по Ближне-

му Востоку прошла волна усиленного кре-

постного строительства. Раньше осады

могли вестись лишь с помощью блокады

или штурма, поэтому такое внимание к ук-

реплению стен может быть следствием

применения первых осадных орудий. В

Месопотамии, которая в то время была по-

литически раздроблена, возникла идея

как-то лишить преимущества защитников,

укрывающихся за стенами. Появилась

осадная техника, и стороны поменялись

местами. Теперь преимущество было на

стороне атакующих. В египетских источни-

ках говорится о том разочаровании, кото-

рое постигало египтян каждый раз, когда

армия фараона одерживала победу на поле

боя только для того, чтобы противник за-

тем укрылся за стенами своего города. Да-

же если у египтян и не было желания сидеть

под стенами в течение нескольких месяцев,

им не оставалось ничего иного, особенно

если город был действительно хорошо укре-

плен. Так что часто победителям приходи-

лось довольствоваться лишь добычей с ок-

рестных земель, захваченной на обратном

пути. Теперь же месопотамские полковод-

цы увидели способ пожинать результаты

своих побед, разрушая вражеские стены и

захватывая чужие города.