Первым на свете обнесенным стеной поселе-
нием стал небольшой город Иерихон, распо-
лагавшийся в 10 километрах (6 милях) от се-
верного побережья Мертвого моря в древней
области Ханаан на территории современного
Израиля. Стены этого города датируются на-
чалом VII тысячелетия до н.э. Современные
ученые предполагают, что для сооружения
стен вокруг поселения могли быть две основ-
ные причины. Изначально стены предназна-
чались для защиты от метательных орудий,
каковыми в то время являлись в основном
праща, лук и стрелы. Второй причиной, судя
по всему, явилось развитие оседлого земледе-
лия. Обе причины тесно связаны между со-
бой, так как подобная защита от метательных
снарядов становилась необходимой и эффек-
тивной только в том случае, когда люди пере-
ходили к оседлому образу жизни и занима-
лись земледелием на определенной террито-
рии, обеспечивая себе возможность постоян-
но вести оборонительные действия.
Иерихон, по сравнению с другими поселе-
ниями, был укреплен очень рано. Первые
стены вокруг него были построены в эпоху
раннего неолита с помощью каменных ору-
дий. 2500 обитателей Иерихона были вытес-
нены из города около 6800 г. до н.э., когда
поселение захватили другие люди каменного
века. Весьма сомнительно, чтобы люди, ве-
дущие оседлый образ жизни и даже соору-
дившие постоянные укрепления, просто так
оставили свое поселение. Следовательно,
трудно предположить, что пришельцы заняли
опустевший город и не встретили никакого
сопротивления. Таким образом, хотя ника-
ких следов сражения обнаружено не было,
вполне можно говорить о первой в истории
осаде, или о первом штурме, так как едва ли
поселение было сдано без боя. Новый народ
в свою очередь был изгнан из города около
4500 г. до н.э., а новые его обитатели остава-
лись там до тех пор, пока около 1325 г. до
н.э. город не был ими покинут и сам оконча-
тельно не разрушился. Вряд ли это было ре-
зультатом легендарной осады Иерихона из-
раильским полководцем Иисусом Навином,
описанной в Библии (Иисус Навин, 6, 1 —
25). Ученые, занимающиеся изучением
Библии, ставят под сомнение историчность
этой осады, как и многих других военных со-
бытий, описанных в книге Иисуса Навина. К
тому же завоевание Ханаана израильтянами
произошло не ранее чем через два века после
разрушения города: к моменту их прихода
Иерихон уже давно пустовал.
Тем не менее информация о разорении
Иерихона израильтянами, имеющаяся в кни-
ге Иисуса Навина, является древнейшим
письменным упоминанием об осаде. Несмо-
тря на то, что достоверность этой информа-
ции подтвердить невозможно, она дает нам
представление о некоторых сторонах осадно-
го дела бронзового века на Ближнем Востоке.
Эта осада многим известна по старому хри-
стианскому гимну. В припеве говориться:
«Иисус Навин сражался при Иерихоне. И
стены города пали».
На самом деле стены вовсе не падали, во
всяком случае до тех пор, пока город не был
разрушен окончательно. Нам известно, что в
то время израильтяне, как, впрочем, и все ос-
тальные народы, не владели осадными техно-
логиями. В книге Иисуса Навина описывает-
ся, как израильское войско марширует вокруг
города, что, скорее всего, означает, что сол-
даты окружили город или даже просто патру-
лировали его окрестности, чтобы не допус-
тить подвоза продовольствия осажденным,
чтобы вынудить противника сдаться под уг-
розой голодной смерти. В конце концов город
был взят с помощью хитрости. Иисус Навин
послал двух разведчиков, которые проникли
внутрь города и укрылись в публичном доме.
В источнике не говорится, какие именно
функции выполняли эти люди, однако, судя
по всему, они установили контакты с некото-
рыми горожанами, которые, поддавшись на
их уговоры, предали свой город и открыли
израильтянам ворота, иначе трудно понять,
почему эти двое удостоились упоминания.
Город, по обычаю того времени, был «посвя-
щен Богу», т.е. был разрушен до основания, а
все его жители убиты.
Если не задумываться о достоверности
библейского описания осады Иерихона, то
само по себе оно не содержит ничего такого,
что было бы неестественным для того време-
ни и что могло бы показаться более поздней
вставкой, отражающей уровень осадной тех-
ники позднего бронзового века. Даже то об-
стоятельство, что сам Яхве вмешался, чтобы
разрушить городские стены, служит еще од-
ним подтверждением тому, что древние из-
раильтяне не знали осадных орудий. Не имея
возможности пробить стены города, изра-
ильтяне попытались заморить население го-
лодом. Возможно, что, потеряв надежду
взять город измором, израильтяне выслали
лазутчиков и захватили город путем измены.
Других способов, кроме как блокировать го-
род, взять его штурмом, подкопать его стены
или проникнуть внутрь обманным путем,
просто не было. Можно предположить, что
описанная в Библии осада может считаться
типичным примером осады той эпохи, пред-
шествовавшей появлению первых осадных
орудий. До этого времени преимущество все-
гда оставалось на стороне осажденных.
Хотя Иерихон и был обнесен стеной еще в
VII тысячелетии до н.э., он оставался отно-
сительно маленьким городом. Первые хоро-
шо укрепленные города появились в Месо-
потамии примерно за три тысячелетия до
новой эры. Ур в современном Ираке — один
из лучших и наиболее ранних примеров. В
свое время город был известен именно свои-
ми укреплениями — местами толщина стен
достигала 30 метров (100 футов) в основа-
нии. Укрепления строились по тщательно
обдуманному плану. Со временем к стенам
добавлялись балконы, зубцы и башни. Баш-
ни были расположены друг от друга не далее
чем на расстоянии полета стрелы (в то время
около 30 метров — 100 футов), так что все
атакующие оказывались в пределах досягае-
мости метавшихся с башен снарядов. В дру-
гих городах Месопотамии архитекторы стро-
или изломанные под прямыми углами стены,
создавая таким образом зигзагообразные
укрепления, обеспечивающие больший угол
стрельбы.
Похожие укрепления строились в то же
время в Египте. Одно из самых ранних сви-
детельств существования осадного дела да-
тируется первыми декадами Древнего цар-
ства (около 2159 г. до н.э.). Рельеф из Ди-
шаше (Центральный Египет) изображает
осаду, в которой атакующие используют ле-
стницы и пытаются приподнять ворота с по-
мощью рычагов или ломов. Другой египет-
ский рельеф, происходящий из Саккары и
датируемый XXIII в. до н.э., изображает пе-
редвижную лестницу. Она была первым уст-
ройством, созданным специально для веде-
ния осады. Такую лестницу было трудно от-
толкнуть, а наличие у нее колес означало, что
ее можно было быстро переместить к любому
участку стены. На рельефе также изображе-
ны нападающие с топорами и пиками, пыта-
ющиеся разломать ими городские стены. Не-
смотря на то, что этот рельеф является пер-
вым свидетельством попытки проникнуть в
крепость, разрушив стену, надо обратить
особое внимание на то, что данные стены,
скорее всего, были построены из сырцового
кирпича. Разрушение каменных стен все еще
оставалось проблемой.
Осадное дело практически не изменя-
лось до XVII века до н.э., когда по Ближне-
му Востоку прошла волна усиленного кре-
постного строительства. Раньше осады
могли вестись лишь с помощью блокады
или штурма, поэтому такое внимание к ук-
реплению стен может быть следствием
применения первых осадных орудий. В
Месопотамии, которая в то время была по-
литически раздроблена, возникла идея
как-то лишить преимущества защитников,
укрывающихся за стенами. Появилась
осадная техника, и стороны поменялись
местами. Теперь преимущество было на
стороне атакующих. В египетских источни-
ках говорится о том разочаровании, кото-
рое постигало египтян каждый раз, когда
армия фараона одерживала победу на поле
боя только для того, чтобы противник за-
тем укрылся за стенами своего города. Да-
же если у египтян и не было желания сидеть
под стенами в течение нескольких месяцев,
им не оставалось ничего иного, особенно
если город был действительно хорошо укре-
плен. Так что часто победителям приходи-
лось довольствоваться лишь добычей с ок-
рестных земель, захваченной на обратном
пути. Теперь же месопотамские полковод-
цы увидели способ пожинать результаты
своих побед, разрушая вражеские стены и
захватывая чужие города.