Войны и сражения Древнего мира

Гоплит

 

По сравнению с военной силой империй Пе-

реднего Востока, армии классической Греции

кажутся небольшими, технически отсталыми,

тактика их представляется весьма примитив-

ной. Несмотря на это, греки нанесли сокру-

шительные поражения персам при Марафоне

(490 г. до н.э.) и Платеях (479 г. до н.э.); а

в 480 г. до н.э. 7000 спартанцев с союзника-

ми надолго задержали при Фермопилах ар-

мию персов, численностью, по крайней мере,

в 10 раз превышающей их собственную. Гре-

ческая военная культура была совершенно

иной. Строгая военная этика позволяла гре-

кам формировать армии, основу которых со-

ставляли ударные части гоплитов — тяжелая

пехота, сражавшаяся в плотном строю (фа-

ланга). ГОПЛИТЫ представляли собой ополче-

ние из имущих граждан, лично заинтересо-

ванных в исходе большинства битв, проник-

нутых националистическими идеями, под-

крепленными пропагандой и героическим

мифом. Народный греческий эпос «Илиада»

содержит детальное описание поединков ме-

жду героями, он не отражает реалии военной

истории, но позволяет понять образ мыслей

греческих воинов классического периода.

«Илиада», написанная Гомером около

800 г. до н.э., посвящена Троянской войне

(ОКОЛО 1200 г. до н.э.), сюжет ее сосредо-

точен вокруг противоборства ахейского ге-

роя Ахилла и троянца Гектора. В повество-

вание вплетены и другие эпизоды. Греки,

участвовавшие в Троянской войне, были

представителями доклассического, бронзо-

вого века Микенской цивилизации (между

1400 и 1000 гг. до н.э.). Трудно опреде-

лить порой, описывает ли Гомер военное

мастерство Микенской эпохи или тактику

своего времени (от Троянской войны его

отделяют несколько столетий), или же это

смешение обоих, своеобразный литератур-

ный прием. Археологические свидетельства

указывают на то, что микенские армии

могли использовать опыт Переднего Восто-

ка, их ударной силой были боевые колесни-

цы, поддерживаемые отрядами пехоты.

Найденное оружие включает бронзовые

мечи, подобные тем, что использовали На-

роды Моря, и широкие бронзовые наконеч-

ники тяжелых копий. На так называемой

вазе с воином из Микен изображен воин,

держащий копье и щит в форме полумесяца,

в шлеме с рогами, возможно, из бронзы или

обитом кожей. Он облачен в кирасу и наго-

ленники из неизвестного материала. Ничто

не подтверждает, но и не опровергает рас-

сказ Гомера о поединках героев — библей-

ская история о Давиде и Голиафе, тоже сво-

его рода эпос, указывает на то, что подоб-

ные поединки, предшествующие сражению,

практиковались у Народов Моря, совре-

менников микенцев, которые были выход-

цами из того же культурного региона. Мно-

гие историки считают, что Гомер описывает

прежде всего свое время, так называемые

Темные века Греции. Битвы того времени

представляли собой неорганизованную

свалку, в которой, руководствуясь воинской

этикой, знать и герои старались выбрать се-

бе достойного противника и вступить с ним

в поединок.

Совершенно другие методы ведения боя

возникли после 700 г. до н.э., по мере того

как Коринф, Спарта и Аргос развивали так-

тику фаланги, в которой главная роль отво-

дилась гоплитам. Это развитие определя-

лось двумя факторами: экономическим и

политическим. Что касается экономики, то

восстановление торговых путей и возникно-

вение греческих колоний в Италии, Анато-

лии и на Эгейских островах увеличило общее

благосостояние и, соответственно, число

людей, которые могли позволить себе при-

обретать дорогие доспехи и оружие, что ра-

нее являлось привилегией небольшого круга

аристократии. Политико-культурные пред-

посылки появления фаланги связаны с воз-

никновением примерно в это же время по-

лиса. Аристотель доказывал, что полис

представлял собой самодостаточное и авто-

номное государство, граждан которого объ-

единяло сознание общности и одинаковое

понимание цели, что выражалось в ряде за-

конов и гражданских обязанностей, в рав-

ной степени касающихся всех граждан. В

Афинах все свободные граждане были обя-

заны принимать участие в управлении госу

дарством путем голосования, рабы-поли-

цейские буквально «затаскивали» их на Ак-

рополь для участия в народном собрании.

Все высшие должностные лица, включая во-

енное командование, избирались на опреде-

ленные сроки, обычно на один год. В Спар-

те все мужчины, полноправные граждане,

должны были проходить военную подготов-

ку и совершенствоваться в воинском искус-

стве на протяжении всей своей жизни. Все

они, начиная с двух спартанских царей,

подчинялись своду правил, разработанных в

VIII в. до н.э. легендарным законодателем

Ликургом.

Основная обязанность граждан полиса

состояла в защите его в военное время. В

Спарте, тоталитарном военизированном го-

сударстве, полноправным гражданам вообще

запрещалось заниматься каким-либо делом,

кроме военного. Однако даже в «демократи-

ческих» Афинах все лица мужского пола в

возрасте между 17 и 59 годами должны были

участвовать в войне. Таким образом, можно

утверждать, что фаланга представляла собой

вооруженный полис, группу равноправных

граждан-воинов, связанных патриотически-

ми убеждениями, в глазах которых никакая

иная армия, сформированная из рекрутов

или наемников-профессионалов, не может

символизировать государственную границу.

Учитывая почти полное единообразие воору-

жения воинов фаланги, мы видим, что ниче-

го подобного в армиях империй Переднего

Востока не встречалось.

-