Войны и сражения Древнего мира

Таран в бою

 

Первая известная морская битва, в которой

использовался таран, относится к 535 г. до

н.э., хотя очевидно, что он применялся и

раньше. В этом морском бою фокейцы (жи-

тели Фокеи, греческой колонии в Италии)

встретились с объединенным карфагено-эт-

русским флотом у побережья Сардинии. Фо-

кейцы победили благодаря своей хорошей

подготовке, которая дала целому флоту воз-

можность разорвать вражескую линию, за-

тем развернуться и таранить корму враже-

ских кораблей. Этот маневр — diekplous, или

«прорыв», — один из двух основных манев-

ров, которые возможно выполнить при ис-

пользовании тарана. Другой маневр, реггр-

lous («плавание вокруг»), был более легким.

Он заключался в том, что корабли обходили

врага с фланга и нападали на него.

Использование тарана требовало увеличе-

ния скорости, чтобы пробить вражеский кор-

пус и при этом избегнуть тарана противника.

Но как увеличить скорость? Единственной

доступной движущей силой во время битвы

были человеческие мускулы. Честолюбивый

правитель не мог просто так увеличить му

кульную силу, всего лишь увеличив длину ко-

рабля, чтобы в него поместилось больше

гребцов. Пентера уже была непропорцио-

нально длинна, и, соответственно, в жертву

скорости были принесешь ее мореходные ка-

чества и маневренность. Поэтому уже в

VIII в. до н.э. начались эксперименты с до-

бавлением второго ряда гребцов, что привело

; к созданию биремы — судна с двумя рядами

банок, расположенных один над другим, в ко -

тором, при той же длине корабля, могло раз-

меститься в два раза больше гребцов. Наибо-

лее раннее изображение биремы представлено

на ассирийском рельефе из дворца Син-

нахериба, датированном 701 г. до н.э. Но-

вый корабль был в результате на одну треть

короче, более компактным и более ос-

тойчивым, чем галеры с одним рядом банок;

и в то же время он вмещал достаточное

количество гребцов для передвижения по во-

де. От биремы был один шаг до создания три-

ремы — корабля с тремя рядами банок: один

ряд размещался в корпусе, другой — на уров-

не палубы и третий — на консолях, которые

выступали из планшира над водой. Трирема,

приводившаяся в движение 170 гребцами и

набиравшая за короткое время скорость до

10 узлов, стала основным типом военного

корабля античности. «Олимпия» — очень хо-

рошая реконструкция триремы, построенная

в 1987 г., продемонстрировала великолеп-

 ную маневренность и силу этого корабля. Ре -

конструированный корабль способен плавать

как под парусами, так и на веслах, он может

всего лишь с половиной команды двигаться со

скоростью 4 узла в течение четырех часов. Он

также может выполнить поворот на 180 гра-

дусов за одну минуту, при этом дуга поворо-

та не превышает две с половиной длины ко-

рабля. Очевидно, что подобный корабль был

хорошей боевой единицей.

Тем не менее долгое время это изобрете-

ние мало использовалось. Дело было в стои-

мости такого судна. Строительство и оснаст-

ка триремы дорого стоили. Слишком дорого

было и содержание гребцов. Команде гребцов

требовался месяц, чтобы сработаться. Вопре-

ки распространенному мнению гребцы почти

никогда не были рабами, так как, с одной

стороны, от них требовалось участие в бою, а

с другой — было бы слишком дорого покупать

и содержать рабов для нерегулярного исполь-

зования в море. Вместо этого команда воен-

ного корабля набиралась из беднейших граж-

дан, которые не были в состоянии приобрести

экипировку тяжеловооруженного пехотинца

или временно не имели работы и не получали

денег. Таким образом, только очень богатое

государство со стабильной экономикой могло

позволить себе содержать флот. В Средизем-

номорье до 500 г. до н.э. не существовало

таких политических структур, которые бы-

ли бы достаточно развиты, чтобы содер-

жать флот, исключая Египет и Сирию.

В середине VI в. до н.э. начинается воен-

ная экспансия персов в Передней Азии.

Персия, «сухопутное» государство, вынуж-

дена была построить флот на Средиземном

море для вторжения в Египет: армил могла

пройти по пустынным дорогам побережья

только при поддержке флота, который защи-

щал транспортные суда от египетских кораб-

лей. Персидский флот, включающий в себя

взятые на вооружение триремы, опирался в

основном на военный опыт и на гребцов фи-

никийских городов, которые были завоеваны

персами ранее, сами персы были обычно

только палубными солдатами. Новый пер-

сидский флот впервые показал себя в 494 г.

до н.э., когда он уничтожил флот ионийцев,

попытавшихся отстоять свою независимость.

Битва при Ладе была первой в средиземно-

морской истории, когда окончательно кон-

фликт был разрешен именно на море. К 490 г.

до н.э. во флоте царя Дария I, который ис-

пользовался для транспортировки и под-

держки персидских войск во время первого

похода в Грецию, было около 600 кораблей:

значительно больше, чем у всех греческих го-

родов-государств, вместе взятых.

Несмотря на победу при Марафоне, гре-

кам было ясно, что персы вернутся. У них бы-

ло мало надежды на возможность остановить

персов, не имея сильного флота. Когда сын

Дария, Ксеркс, предпринял новый поход в

480 г. до н.э., заботой афинского гражданина

Фемистокла стало создание и объединение

греческого флота для противостояния персам.

Долгосрочной задачей Фемистокла было уве-

личение в четыре раза количества трирем, со-

ставлявших флот афинян, до 200 кораблей и

более. Он направлял общественное мнение,

чтобы обойти своих политических противни-

ков-аристократов, которые отдавали пред-

почтение пехотинцам-гоплитам. Вероятно,

Фемистокл был великолепным оратором,

способным нужным образом настроить своих

сограждан. Ему сопутствовал успех. В 484—

483 г. до н.э. на государственных рудниках в

Лаврионе была открыта богатая серебряная

жила. Прибыль от первой добычи составляла

около 100 талантов — около 2,5 тонны чисто-

го серебра. Противники Фемистокла требо-

вали распределения этого богатства между

гражданами — по 10 драхм каждому взрос-

лому гражданину. Но Фемистокл и его сто-

ронники все же убедили народное собрание

передать деньги на строительство трирем для

афинского флота. Так было обеспечено стро-

ительство сразу 200 трирем. Корабли были

построены очень быстро, запасов выдержан-

ного дерева для них не хватило, использова-

лись свежесруб ленные деревья. Источники

сообщают, что новые корабли по этой причи-

не были тяжелы и медлительны. Но их было

необходимо построить в самое короткое вре-

мя, они давали афинянам единственный шанс

на победу. И действительно, как сказал дель-

фийский оракул, когда войска персов уже

вторглись в северные области Греции в 480 г.:

«устоят лишь деревянные стены, но спасут и

вас, и детей ваших...». Фемистокл сумел убе-

дить афинских граждан, что инициатива

строительства флота принадлежит оракулу,

что является еще одним подтверждением его

проницательности. Естественно, что новый

флот потребовал мобилизации всех боеспо-

собных мужчин, включая всякое отребье,

иностранцев и, возможно, призванных на во-

енную службу рабов. Афиняне предложили

Фемистоклу командовать объединенным

флотом, но ввиду возражений со стороны пе-

лопонесцев отказались от своего предложе-

ния. Тем не менее Фемистокл считается глав-

ным вдохновителем победы греков.

Ксеркс разработал тщательный план боль-

шого наземного и морского вторжения в Гре-

цию, включающий прорытие канала через

полуостров Афон, чтобы его флот мог избе-

жать опасного в этом регионе шторма. Был

снаряжен огромный флот. В первой битве

при Артемизии он состоял из 600—800 три-

рем, и, по крайней мере, 600 кораблей было

использовано при сооружении моста через

Дарданеллы для перехода персидской армии.

Неизвестно, сколько кораблей использова-

лось при постройке первого моста, который

был разрушен штормом. Корабли, прибыв-

шие в Грецию эскадрами, были вытащены на

берег для просушки. Персы превосходили

греков числом. Греки не знали, когда персы

предпримут атаку, корабли у них были более

тяжелые и медлительные. Персидские же ко-

рабли были переполнены, так как помимо ос-

новной команды на каждом судне было по

30 палубных солдат. Такое большое количе-

ство на практике представляет серьезные не-

удобства. Трирема вмещает 10 палубных

солдат и 3—4 лучника. Она была настолько

легким судном, что даже передвижение од-

ного человека по палубе могло помешать

гребцам. Чтобы свести передвижения к ми-

нимуму, палубных солдат обучали метать ко -

пье сидя или даже лежа на палубе.

После битвы с персами при Артемизии,

которая окончилась вничью (благодаря тя-

желым потерям персов во время штормов),

объединенный греческий флот ушел на юг, к

острову Саламин, для эвакуации Афин. К

флоту, который собрался у Саламина, присо-

единились корабли еще нескольких городов,

он стал больше, чем при Артемизии, и вклю-

чал, вероятно, около 350 кораблей. Около

двух третей его составляли афинские корабли.

БОЛЬШИНСТВО городов хотели отправить флот

к Истму. Когда греки увидели вдали горящие

Морская война

Афины — жертву персидской армии, эскадры

некоторых городов бежали. Афиняне, чтобы

удержать союзников, пригрозили, что в слу-

чае отступления к Истму они вообще не будут

принимать участия в войне и отправятся ис-

кать место для нового поселения в Италию, и

это заставило пелопонесцев остаться у Сала-

мина и принять участие в сражении. Объеди-

ненный флот встал между Саламином и ма-

териком, в проливе 1,6 км (1 миля) шириной

и длиной чуть более 4,8 км (3 мили), Пер-

сидский флот численностью все еще превы-

шал флот союзников в два раза, персы подчи-

нили себе значительную часть центральной

Греции, персидская армия контролировала

береговую линию. Единственным шансом

греков на успех в борьбе с флотом, который

насчитывал, по меньшей мере, около

700 трирем, было заманить персов в узкий

пролив, где они одновременно смогут ис-

пользовать только частьсвоих сил.

Согласно историку Геродоту, Фемистокл

отправил Ксерксу послание, выражая свое

нежелание воевать с персами и извещая, что

греческий флот готов обратиться в бегство.

Ксеркс поверил этой уловке и последовал .со-

вету Фемистокла послать египетскую эскад-

ру на запад, чтобы блокировать мегарский

канал и сдержать греческий флот, пока две

персидские эскадры блокируют пролив с

противоположной стороны острова Пситта-

леи и одна патрулирует Южное побережье.

Геродот уверен, что Фемистокл поступил

предусмотрительно, держа союзников в не-

ведении. Ход сражения при Садами не, од-

нако, показывает, что у греков был тщатель-

но разработанный план, система стратегии,

которая не могла быть всего лишь непосред-

ственной реакцией на развитие ситуации.

Более того, вероятно, что письмо Фемисток-

ла к Ксерксу было послано с одобрения со-

юзного командования.

Далее последовала симуляция боя ко-

ринфской эскадрой из 50 трирем. Коринфя-

не подняли паруса (обычно перед боем их

оставляли на берегу) и бежали на север.

Очевидно, эта хитрость была настолько эф-

фективна, что даже некоторые греки приня-

ли ее за реальный бой. Афинская и пелопо-

несская эскадры последовали за коринфяна-

ми и выстроились в новом порядке, развер-

нувшись по три на траверзе друг у друга

(трудный маневр). Ксеркс, который устано-

вил свой командный пункт на близлежащем

холме, мог видеть плывущих в кажущемся

беспорядке греков, направлявшихся прямо в

засаду, устроенную персидскими эскадрами.

Таким образом весь персидский флот был

послан в атаку в пролив в уверенности, что

враг деморализован. Но кораблей было

слишком много для нормального маневри-

рования в ограниченном пространстве про-

дива. Персидские суда заполнили его по всей

длине, выйти обратно они уже не могли. Ко-

гда они основательно застряли в проливе,

они были атакованы сперва правым крылом

греков, скрывавшимся в засаде, а затем и ос-

новными силами.

Два обстоятельства увеличили сумятицу в

рядах персидского флота при Саламине. Во-

первых, финикийский флотоводец Ариабигн,

стоявший во главе самой большой эскадры,

был убит в начале боя. Не был точно опреде-

лен порядок командования для взятия конт-

роля над ситуацией в подобном случае, поэ-

тому согласованная реакция на неожидан-

ную тактику греков стала невозможна. Во-

вторых, греки лучше знали местные погодные

условия. Они атаковали именно в то время,

когда нарастающая зыбь сделала персидские

корабли неостойчивыми, нарушая действия

гребцов и поворачивая суда так, что их борта

были открыты для таранов греков.

Несмотря на неудачи, персы сражались

упорно, но финикийская эскадра все же была

разбита и бежала, оставив брешь для проры-

ва линии афинскими триремами и дав им

возможность атаковать другие персидские

эскадры с фланга и с тыла. Бой закончился

разгромом персов. Греки-союзники потеря-

ли 40 кораблей, в то время как 200 персид-

ских судов были уничтожены или захвачены.

Потери персов были особенно велики, так как

мало кто из них (большая часть палубных

солдат флота Ксеркса) умел плавать, а греки

с потонувших судов могли вплавь добраться

до берега Саламина.