Войны и сражения Древнего мира

Основное снаряжение

 

Важной деталью снаряжения гоплита слу-

жил юплон, или аргосский щит, от которого

и пошло название гоплита. Гоплон представ-

лял собой круглый, слегка выпуклый щит,

первоначально делавшийся из дерева и оби-

тый по краям бронзой, а позднее целиком

покрытый бронзой, диаметром от 80 до 100

см (от 31 до 39 дюймов). Он имел двойную

ручку, состоявшую из кожаного ремня или

металлической полосы по центру, под кото-

рую просовывали руку до локтя, и веревоч-

ной или кожаной рукоятки у противополож-

ного края. Щит можно было закрепить на

предплечье, а его выпуклая форма позволяла

носить его на плече. Такой щит носить было

легче, чем щит с одной ручкой, хотя им нель-

зя было столь же свободно манипулировать.

Гоплон неизменно украшали гербом — мор-

дами горгон, минотавров и других известных

грекам чудовищ. Спартанцы ввели строгое

единообразие: на своих щитах они помещали

только лямбду, начальную букву того име-

ни, под которым они более всего известны —

лакедемоняне.

Другой отличительной чертой снаряжения

гоплита был шлем. Известны несколько ти-

пов греческих шлемов. Самым распростра-

ненным был шлем коринфского типа, полно-

стью закрывавший голову и лицо. Он имел

Т-образную щель для рта и глаз, а позднее и

выступ для защиты носа. Коринфский шлем

трансформировался в аттический, который

не закрывал лицо полностью, но имел при-

 крепленные пластины, защищавшие щеки.

Наиболее ранним типом был иллирийский,

закрывавший голову и щеки, но не лицо, с

металлическим гребнем. Поздний фракий-

ский тип напоминал фракийский головной

убор из шкуры лисы с заостренным верхом и

козырьком для защиты лица и длинными

щитками для щек, иногда соединенными на

подбородке, напоминавшими бороду.

Ведутся споры вокруг прочих составляю-

щих доспехи гоплита. Некоторые историки

воспринимают греческое искусство слишком

буквально и утверждают, что гоплиты сража-

лись обнаженными; однако многие другие

памятники искусства и археологические на-

ходки не подтверждают этого. В больших ко-

личествах были найдены бронзовые кирасы и

наголенники, имеется много изображений

гоплитов в доспехах. Одним из ранних про-

изведений является «ваза Чиги», датирую-

щаяся приблизительно 650 г. до н.э., с изо-

бражениями гоплитов, облаченных в «мус-

кульные» бронзовые кирасы, поверхность

которых воспроизводит мускулатуру челове-

ческого тела. Известны мускульные кирасы

VII в. до н.э. В греческом искусстве их изо-

бражения встречаются довольно часто, одна-

ко они были слишком дороги, чтобы быть

обычной частью снаряжения; некоторые из

них на самом деле являются настоящими

произведениями искусства. Кирасы состояли

из нагрудной и спинной частей, скрепленных

петлями, иногда с полукруглой, свисающей с

передней части пластиной для защиты паха.

С VI в. до н.э. распространение получили ки-

расы, изготовленные из слоев льняной ткани,

склеенных вместе, толщиной около 5 см

(2 дюйма). Они состояли из корсета, закры-

вающего торс и плечи, а также юбки, закры-

вающей нижнюю часть живота, обычно раз-

деленной на птериги («крылья»), чтобы не

сковывать движения. Бронзовые нагОленни-

ки для защиты ног (они часто воспроизводи-

ли мускулатуру ноги) завершали доспехи го-

плита. Основным оружием гоплита было копье

длиной 1,5—2,5 м (5—8 футов) с древком из

ясеня, железным листовидным наконечни-

ком и заостренным толстым концом. Было

найдено несколько видов мечей. В V в. осо-

бенно широко были распространены два ви-

да: один из них имел железное листовидное

лезвие длиной около 60 см (24 дюйма), его использовали как рубящее оружие; другой

копис,  передней шеренге, всегда старается держать

свою незащищенную сторону подальше от

противника, и его страх передается осталь-

ным, которые следуют его примеру» (Фуки-

дид. ) Даже дисциплинированные спартанцы не

могли избежать этого: во время битвы при

Мантинее в Пелопонесской войне (418 г. до

н.э.), которую Фукидид описывает в данном

отрывке, правое крыло спартанцев постепен-

но охватило левый фланг афинян, в то время

как правое крыло афинян охватывало левый

фланг спартанцев. Фукидид отмечает, что в фаланге спартанцев при Мантинее количество рядов на

разных участках было неодинаковым, но что

«в целом, они были выстроены в восемь ря-

дов» (Фукидид ). Ксенофонт дает по-

нять, что спартанцы изменяли число рядов

фаланги, руководствуясь тактическими сооб-

ражениями; иногда эномотия выстраива-

лась в шеренги по 3 человека, глубиной в 12

шеренг, иногда же — в 6 рядов по 6 человек в

каждом. Фукидид рассказывает, что при Де-

лиуме (424г. до н.э.) афинская фаланга на-

считывала 8 рядов, в то время как их против-

ники, фиванцы, выстроили фалангу в 25 ря-

дов. По-видимому, построение в восемь ря-

дов было обычной афинской практикой, по-

скольку именно оно упоминается в описании

сражения между афинянами и сиракузянами

в415г. до н.э. Самыми тяжелыми фаланга-

ми были фиванские: при Левктрах (317 г. до

н.э.) спартанцы выстроились в 12 рядов, но

на правом фланге их строй протаранила

мощнейшая фиванская фаланга, имевшая в

глубину 50 рядов по 80 человек в каждом,

специально выстроенная фиванским полко-

водцем Эпаминондом. Однако фаланга представляла собой нечто большее, нежели тактический «паровой

каток». Спартанские гоплиты, интенсивно

тренировавшиеся на протяжении всей своей

жизни, могли быстро перестраиваться и об-

разовывать мобильные формации для вне-

запной атаки. Ксенофонт сообщает, что они

были обучены приемам контрмарша, что

позволяло им быстро переориентировать

фалангу в любом направлении. Геродот от-

мечает, что спартанские гоплиты использо-

вали этот прием при Фермопилах, где они

удачно имитировали отступление — такти-

ческий ход, обычно ассоциируемый с легки-

ми войсками. При Кунаксе греческие наем-

ники, «Десять Тысяч», обученные спартан-

цем Клеархом, пробилисьчерез левый фланг

персов, затем пропустили сквозь свои ряды

персидские серпоносные колесницы, пере-

строившись так, что те не причинили им ни-

какого вреда, преследовали бегущего с поля

боя противника на протяжении примерно

3 миль, развернулись, вернулись назад и,

наконец, заняли оборонительную позицию,

чтобы отразить атаку персидской кавалерии.

Все это подразумевает наличие построения

одновременно мощного, гибкого и манев-

ренного.