Войны и сражения Древнего мира

МОРСКАЯ ВОЙНА

Контроль над морем был наиболее же-

ланным в Древнем мире, так как тот,

кто имел его, мог по желанию пере-

брасывать свои войска, пополнять запасы и

быстро продвигаться к цели.

Морская война на Средиземном море в

античное время была необходимым следст-

вием войны на земле. Благодаря относитель-

ной свободе передвижения по морю десант-

ные операции стали обычным делом с самого

раннего времени. Одна из первых достовер-

ных операций относится к 2450 г. до н.э., ко-

гда египтяне использовали корабли для

транспортировки войск в Палестину. Наибо-

лее известная война античности, Троянская

война, и похищение Елены привели к строи-

тельству «тысячи кораблей», чтобы вернуть

ее. Строительство кораблей и их усовершен-

ствование происходило именно там, где их

встреча друг против друга была возможной, и

в конце концов морская война приобрела

широкий размах. Война на море в Древнем

мире во многих отношениях отличалась от

войны на земле: прежде всего зависимостью

от развития технологии (главным образом

самих кораблей) и, кроме того, более высо-

ким уровнем подготовки и взаимодействия,

сравнимых с уровнем подготовки лучших

римских легионов. Но само искусство веде-

ния войны на море было малоразвито. Хруп-

кие корабли, которые в бою приводились в

движение человеческими мускулами, зависе-

ли от капризов погоды. Из-за ограниченной

способности кораблей противостоять штор-

мам сезон морских операций ограничивался

временем с апреля по ноябрь. Кроме того,

для обеспечения тактического взаимодейст-

вия десятков отдельных кораблей от флото-

водцев требовались умение, интеллект и за-

частую дипломатические способности. Нес-

мотря на огромные испытания, которые свя-

заны с морской войной, аристократы считали

ее «негероической». Греческий философ

Платон даже заявил, что великая морская

победа Греции при Саламине сделала греков

хуже как нацию. Хуже, поскольку в морской

войне меньше возможностей для личного ге-

роизма, а кроме того, гребцы набирались из

беднейших граждан — тех, которые не могли

позволить себе приобрести надлежащую эки-

пировку пехотинца. Таким образом развитие

флота сделало Афины самым демократиче-

ским государством Древнего мира.

Легенды называют критского царя Мино-

са первым правителем, создавшим флот. Это

произошло еще в бронзовом веке, около

2000 г. до н.э. Он предполагал использовать

его для борьбы с пиратами, а также для поко-

рения и колонизации Эгейских островов и со-

здания талассократии — морского прав-

ления. Рассказ греческого историка Фукиди-

да о большом критском флоте может быть и

вымыслом, хотя фреска, раскопанная на ост-

рове Тера в начале 1970-х гг., действительно

демонстрирует нам критский корабль —

длинный, узкий, приводящийся в движение

веслами, который, возможно, предназначал-

ся для войны. Первым достоверным случаем

использования кораблей в военных целях бы-

ла египетская экспедиция в Палестину. В

эпоху поздней бронзы египетские корабли

были способны принимать участие в боях с

другими кораблями, как это было в 1190 г.

до н.э., когда фараон Рамсес III нанес пора-

жение загадочному и опасному противнику,

так называемым «Народам Моря». Хорошо

сохранившийся рельеф из Мединет-Абу опи-

сывает эту победу и иллюстрирует технику

морского боя. ФЛОТ Рамсеса (мы не знаем

его численности, равно как и числа кораблей

противника), вероятно, неожиданно напал

на флот «Народов Моря», когда тот стоял на

якоре в устье Нила. На рельефах весла кораб-

лей «Народов Моря» изображены не на из-

готовку, а паруса убраны. Египетские кораб-

ли подошли на расстояние длины весла, а мо-

ряки на палубе использовали против врагов

луки и дротики. Вооруженные мечами и щи-

тами египетские матросы даже взяли шп

абордаж несколько кораблей. Показано, как.

они бросали абордажные крюки в снасти вра-

жеских судов и, вероятно, сумели перевер-

нуть некоторые корабли, что заставляет-

предположить, что эти галеры древности бы-

ли легкими, с малой остойчивостью и с тяже-

лой надводной частью.