Контроль над морем был наиболее же-
ланным в Древнем мире, так как тот,
кто имел его, мог по желанию пере-
брасывать свои войска, пополнять запасы и
быстро продвигаться к цели.
Морская война на Средиземном море в
античное время была необходимым следст-
вием войны на земле. Благодаря относитель-
ной свободе передвижения по морю десант-
ные операции стали обычным делом с самого
раннего времени. Одна из первых достовер-
ных операций относится к 2450 г. до н.э., ко-
гда египтяне использовали корабли для
транспортировки войск в Палестину. Наибо-
лее известная война античности, Троянская
война, и похищение Елены привели к строи-
тельству «тысячи кораблей», чтобы вернуть
ее. Строительство кораблей и их усовершен-
ствование происходило именно там, где их
встреча друг против друга была возможной, и
в конце концов морская война приобрела
широкий размах. Война на море в Древнем
мире во многих отношениях отличалась от
войны на земле: прежде всего зависимостью
от развития технологии (главным образом
самих кораблей) и, кроме того, более высо-
ким уровнем подготовки и взаимодействия,
сравнимых с уровнем подготовки лучших
римских легионов. Но само искусство веде-
ния войны на море было малоразвито. Хруп-
кие корабли, которые в бою приводились в
движение человеческими мускулами, зависе-
ли от капризов погоды. Из-за ограниченной
способности кораблей противостоять штор-
мам сезон морских операций ограничивался
временем с апреля по ноябрь. Кроме того,
для обеспечения тактического взаимодейст-
вия десятков отдельных кораблей от флото-
водцев требовались умение, интеллект и за-
частую дипломатические способности. Нес-
мотря на огромные испытания, которые свя-
заны с морской войной, аристократы считали
ее «негероической». Греческий философ
Платон даже заявил, что великая морская
победа Греции при Саламине сделала греков
хуже как нацию. Хуже, поскольку в морской
войне меньше возможностей для личного ге-
роизма, а кроме того, гребцы набирались из
беднейших граждан — тех, которые не могли
позволить себе приобрести надлежащую эки-
пировку пехотинца. Таким образом развитие
флота сделало Афины самым демократиче-
ским государством Древнего мира.
Легенды называют критского царя Мино-
са первым правителем, создавшим флот. Это
произошло еще в бронзовом веке, около
2000 г. до н.э. Он предполагал использовать
его для борьбы с пиратами, а также для поко-
рения и колонизации Эгейских островов и со-
здания талассократии — морского прав-
ления. Рассказ греческого историка Фукиди-
да о большом критском флоте может быть и
вымыслом, хотя фреска, раскопанная на ост-
рове Тера в начале 1970-х гг., действительно
демонстрирует нам критский корабль —
длинный, узкий, приводящийся в движение
веслами, который, возможно, предназначал-
ся для войны. Первым достоверным случаем
использования кораблей в военных целях бы-
ла египетская экспедиция в Палестину. В
эпоху поздней бронзы египетские корабли
были способны принимать участие в боях с
другими кораблями, как это было в 1190 г.
до н.э., когда фараон Рамсес III нанес пора-
жение загадочному и опасному противнику,
так называемым «Народам Моря». Хорошо
сохранившийся рельеф из Мединет-Абу опи-
сывает эту победу и иллюстрирует технику
морского боя. ФЛОТ Рамсеса (мы не знаем
его численности, равно как и числа кораблей
противника), вероятно, неожиданно напал
на флот «Народов Моря», когда тот стоял на
якоре в устье Нила. На рельефах весла кораб-
лей «Народов Моря» изображены не на из-
готовку, а паруса убраны. Египетские кораб-
ли подошли на расстояние длины весла, а мо-
ряки на палубе использовали против врагов
луки и дротики. Вооруженные мечами и щи-
тами египетские матросы даже взяли шп
абордаж несколько кораблей. Показано, как.
они бросали абордажные крюки в снасти вра-
жеских судов и, вероятно, сумели перевер-
нуть некоторые корабли, что заставляет-
предположить, что эти галеры древности бы-
ли легкими, с малой остойчивостью и с тяже-
лой надводной частью.