Но было уже поздно что-либо предприни-
мать, ибо Муваталлис послал 2500 колесниц
через Оронт. Дивизия Ра двигалась по доро-
ге к юго-западу от Кадеша, часть или, воз-
можно, даже все силы хеттов атаковали ее.
Египтяне не успели перестроиться в боевой
порядок и были быстро разбиты и рассеяны.
Войско хеттов в полном составе повернуло на
север и атаковало египетский лагерь. Египет-
ские литературные источники утверждают,
что Рамсес сам выступил против врага на ко-
леснице, запряженной конями, которых зва-
ли Победа в Фивах и Мут Довольна. Слава
Амона снизошла на него, и он сам поражал
злополучных врагов сотнями и тысячами и
даже обратил в бегство 1000 колесниц, по-
сланных на помощь передовому отряду Му-
ваталлисом, который перешел реку со своей
пехотой. Многие из бегущих хеттов были
сброшены в Оронт и утонули. Несмотря на
то, что колесничие и пехота покинули Рамсе-
са, по поводу чего он высказался особенно
резко, он выиграл сражение, и царь хеттов
запросил мира. Во всяком случае, так гово-
рится в текстах. На самом же деле после это-
го боя отступил Рамсес. Муваталлис продви-
нулся вперед и к концу кампании стоял у Да-
маска. После нескольких лет войны правите-
ли заключили мирный договор, согласно ко-
торому и Амурру, и Кадеш остались под вла-
стью хеттов.
Когда мы смотрим на рельефы, мы видим
хеттов в египетском лагере. Правда, на рель-
ефах их громят и убивают, но тем не менее
они находятся в лагере. Подразделение, на-
званное не'арин (молодежь), присутствует
на каждом рельефе, изображающем лагерь.
Этот термин обозначал отборные войска, и
они отождествляются с египтянами, проис-
ходящими из земли Амурру, которые упоми-
наются в литературных источниках. Вероят-
но, это те войска, которые стояли там гарни-
зоном в предыдущие годы, но теперь получи-
ли приказ соединиться с Рамсесом у Кадеша.
На нескольких рельефах изображены также
воины дивизии Пта, которые следовали за
дивизией Ра в походе на север. Произошло,
вероятнее всего, следующее: дивизия Амона
была внезапно атакована после разгрома ди-
визии Ра (некоторые из ее командиров изо-
бражены мчащимися к лагерю прямо перед
хеттами). Дивизия Ра дрогнула под бешеным
натиском противника и была на грани раз-
грома, когда подошли не'арин. Рамсес отча-
янно сражался в другой части поля, в то вре-
мя как не'арин расстроили боевой порядок
хеттов и разгромили их. Муваталлис послал
1000 колесниц им на помощь, но, оказав-
шись между Рамсесом, не'арин и подошед-
шей дивизией Пта, они также были разбиты и
понесли большие потери. Царь хеттов не стал
рисковать пехотой, возможно, не видя смыс-
ла начинать переправу в столь быстро меня -
ющейся ситуации, где от колесниц могло быть
больше толку.
В этой битве было много необычного. Пре-
жде всего она не шла по заранее определенно -
му плану, когда колесницы разворачивались
на флангах армий. На хеттских колесницах, на
рельефах, изображены по три человека, что
подтверждается письменными источниками.
Один из них возничий, который держит пово-
дья, второй держит щит. Третий вооружен
копьем, если его вообще изображают с каким-
либо оружием. Только в колеснице царя
хеттов имелся колчан со стрелами, и только
на одном рельефе представлены хеттские лучники
на колесницах. Из этого делался вывод, что
хеттские колесничие были экипированы
только для ближнего боя и потому были
легко расстреляны египтянами при контрата-
ке, как только элемент внезапности был поте-
рян. Если это так, то хетты применяли в этом
случае новую тактику, поскольку рельеф Се-
ти I, отца Рамсеса, изображает хеттов по двое
на колесницах, причем один из них вооружен
луком. Так как. хетты ни разу не изображены
убивающими или даже подвергающими опас-
ности египтян на рельефах, все это может быть
следствием подхода египетских художников к
сюжету. Возможно, что они могли намеренно
игнорировать хеттских стрелков и колчаны со
стрелами, чтобы на этих очень детальных и до -
вольно запутанных изображениях было по-
нятно, где здесь победоносные египтяне, а где
поражаемые ими хетты. Что касается экипажа
из трех человек, то он появился позже, на ко-
лесницах, запряженных тремя или четырьмя
лошадьми, а не двумя, как изображено на
рельефе. Возможно, была сделана попытка
поручить каждому из трех воинов исполнение
исключительно своих специфических функций
для достижения большего эффекта, что долж-
но было компенсировать уменьшение скорости
колесниц с экипажем из трех человек. Это
могло быть и тактикой, примененной исклю-
чительно для данного случая. Поскольку Му-
ваталлис собирался атаковать египтян на мар-
ше, а затем в лагере, это означало, что его ко-
лесничие должны были столкнуться с много-
численной египетской пехотой. Дополнитель-
ный человек на колеснице удваивал число вои-
нов, которые могли сойти с нее и сражаться в
пешем порядке, как во время нападения на ла-
герь, так и в любых других ситуациях.
На рельефах колесницы пе arm изображе-
ны атакующими в ряд, как и хетты на одном из
рельефов. Это, вероятно, было обычным бое-
вым построением. Если учесть, что расстояние
между колесницами должно быть не меньше
их длины, что позволяло им избегать столк-
новения при повороте то две линии мчащихся
друг на друга колесниц могли проникнуть друг
в друга, пока лучники на ходу вели пере-
стрелку. Затем линии перегруппировывались
и снова шли в атаку, пока одна из сторон не
— обращалась в бегство. Практика стрельбы по болванкам на полном ходу как будто подтверждает это, поскольку колесницы наверняка избегали сближения с вражеской пехотой. Через поле боя обе стороны, судя по рельефу, двигались колоннами.
Силы хеттов, собранные из разных мест, были,
вероятно, организованы согласно местному
обычаю; каждое подразделение управлялось
царем, принцем или другим высокопостав-
ленным аристократом. В надписи сказано, что
Рамсес убил несколько таких знатных воинов,
на рельефе показано, как нескольких из них
вытаскивают из Оронта. Такой была величайшая битва золотого века колесниц. С падением цивилизаций бронзового века на Ближнем Востоке около 1200 г. до н.э. на смену дорогостоящим, со-
державшимся за счет государства колесни-
цам приходит новый тип конного войска —
кавалерия. Этот процесс занял несколько
столетий. Рельефы Новоассирийской импе-
рии (934—609 гг. до н.э.) иллюстрируют
этот переход. Самые ранние изображения
ассирийских кавалеристов относятся ко вре-
мени правления Ашурнасирпала II (883 —
859 гг. до н.э.). Они были, по сути, экипа-
жем колесницы, превращенным во всадни-
ков. Стрелок стрелял из лука, в то время как
его товарищ держал поводья обеих лошадей и
прикрывал его щитом. Люди сидели на кру-
пах животных, задрав колени, без седла, с го-
лыми ногами; кроме шлемов, другого защит-
ного вооружения они не носили. В это время
на Ближнем Востоке связные и разведчики
ездили верхом именно в этой манере, чаще
всего на крупе лошади, с поджатыми ногами,
как будто они сидели на осле или муле. Это не
подходит для быстрой езды и может повре-
дить почки лошади. Колесницы продолжали
использовать в Ассирии, но они стали тяже-
лее, в них запрягали трех лошадей, из кото-
рых только две были в ярме.
Во времена царствования Салманасара III
(858—824 гг. до н.э.) некоторые лошади
были экипированы большими попонами (че-
праками), которые удерживались сложной
системой ремней на груди и на шее. Во вре-
мена царствования Тиглатпаласара III
(744—727 гг. до н.э.) всадники все еще ез-
дили попарно на неоседланных лошадях, но
сидели более естественным образом, сразу за
холкой. Они носили панцири и были воору-
жены копьями, в свободной левой руке они
держали поводья. Появились новые типы ко-
лесниц, с большими колесами (с 8 спицами),
прямоугольным кузовом и с более высокими
бортами, несущие 3 человек — возницу, луч-
ника и щитоносца. В эти тяжелые колесницы
запрягались по три или по четыре лошади.
Они были менее маневренны по сравнению с
прежними легкими колесницами, запряжен-
ными двумя лошадьми. Во времена Ашшур-
банипала (681 — 631 гг. до н.э.) конные
стрелки, которые также были вооружены
копьями, носили ботинки и гетры. Они упра-
вляли лошадьми при помощи единственной
петлеобразной узды, снабженной кисточкой,
что позволяло наезднику опустить узду и ис-
пользовать лук, что создавало у лошади ил-
люзию, будто ею продолжают управлять.
(Кисть-науз, прототип современного мар-
тингала, располагалась на конском ошейни-
ке, через нее проходил ремень поводьев.
Этим достигалось фиксированное и при этом
подвижное положение повода под головой
коня. Устранялась опасность при движении
потерять повод, который лошадь могла пе-
рекинуть через голову. — Прим ред.) Кроме
того, лошадь теперь была защищена толстой
попоной. Что касается колесниц, борта и
стали еще выше, колеса — больше, запря-
женные в них лошади были защищены попо-
ной, экипаж увеличился до четырех облачен-
ных в панцири воинов, причем два из них
были щитоносцами. Наличие вражеских
конных стрелков и копейщиков, а также пло-
хая маневренность этих больших колесниц
заставляли прилагать усилия для защиты их
экипажа.
Вполне понятно, почему с падением Ас-
сирийской державы колесница перестала
быть основным наступательным оружием
Ближнего Востока. Они сохранились в форме
колесниц с косами (или серпоносных колес-
ниц), изобретенных персами и впервые ис-
пользованных в сражении при Кунаксе в
401 г. до н.э. Ксенофонт, греческий историк,
который участвовал в этом сражении, отзы-
вался о них как о малоэффективных, однако
они произвели на него впечатление, и он опи-
сал их в своем историческом романе «Воспи-
тание Кира». Это были тяжелые колесницы,
запряженные четырьмя лошадьми, с широко
разнесенными колесами и бронированным
кузовом, закрытые со всех сторон, с дверцей
сзади. Возница был один и носил тяжелый
панцирь, лошади также были защищены. Ко-
сы длиной 1 м (3 фута) были установлены на
конце каждой оси, другие косы размещались
под осью, чтобы поражать всякого, кто под
них попадал. Идея состояла в том, чтобы, ра-
зогнав колесницу на полном ходу, врезаться в
строй врагов, посеять панику, подрезая коса-
ми зазевавшихся воинов, и пробить бреши в
боевом порядке противника, чем могли бы
воспользоваться другие войска. Это могло бы
дать какой-то результат при столкновении с
неподготовленным противником, при усло-
вии, что колесницы поддерживались бы кон-
ницей или использовались в сочетании с дру-
гими родами войск. Однако подготовленный
и опытный противник без особого труда
справлялся с ними. Если колесницы атакова-
ли без поддержки, достаточно было рассту-
питься и пропустить их сквозь ряды, а затем
атаковать потерявшие скорость колесницы
при помощи пехоты, поскольку им необходи-
мо было замедлить ход, чтобы развернуться.
Если колесницы имели поддержку, пехота
смыкала ряды, выставив вперед копья, пуга-
ла лошадей криками и поражала атакующих
градом стрел и дротиков. Несмотря на мно-
гочисленные неудачи, колесницы с косами
еще долгое время применялись на Ближнем
Востоке, исчезнув только в I в. до н.э.