Войны и сражения Древнего мира

Колесницы как транспорт

 

Был и другой способ использовать колесни-

цы — в качестве транспорта для пехотинцев,

которых можно было погрузить и быстро до -

ставить к месту сражения; в случае необхо-

димости они могли снова взойти на колесни-

цу и столь же быстро ретироваться. Такие

методы, возможно, использовались в брон-

зовом веке греками: на сохранившихся изо-

бражениях греческих колесниц среди их эки-

пажа почти никогда не присутствуют лучни-

ки. О таком использовании колесниц гово-

рят и описания, оставленные Гомером, и

росписи на глиняной посуде раннего желез-

ного века; в то время как самая ранняя кон-

ница в Греции изображается парами, при-

чем всадники сидят на лошадях, как на ос-

лах, ближе к крупу, и один из них — тяжелый

пехотинец, а не стрелок. По аналогии с асси-

рийскими изображениями можно предполо -

жить, что колесницы использовались в бою

вплоть до VII в. до н.э., но только в качестве

транспорта для пехоты, а не как колесницы с

лучниками. Греческая колония Киренав Се-

верной Африке использовала колесницы, за-

пряженные четверками лошадей, в послед-

ние столетия I тысячелетия до н.э., чтобы

доставлять тяжелую пехоту в пограничные

области, не утомляя ее долгими марш-бро-

сками. В течение этого тысячелетия народ

гарамантов в западной части Северной Аф-

рики также использовал колесницы. Некото-

рые из их запряженных четверками колесниц

имели упряжку с двумя дышлами, каждое с

хомутами для двух лошадей вместо обычного

отдельного дышла. Эта конструкция иногда

применялась на Кипре и в других странах

Ближнего Востока в первой половине I тыся -

челетия до н.э., также как и серпоносные

колесницы, описанные Ксенофонтом. Кар-

фаген также использовал колесницы до кон-

ца IV столетия до н.э.

В Европе дольше всех применяли колес-

ницы кельтские народы, используя их в сра-

жениях в Италии и Анатолии (Малой Азии)

до III в. до н.э. Как и в других местах, эти ко-

лесницы были постепенно заменены конни-

цей, но Юлий Цезарь, когда высадился в

Британии в 55 и 54 гг. до н.э., столкнулся с

сильным колесничным войском. Колесницы

были легкой постройки, с кузовом, открытым

спереди и сзади, и с двойными обручами по

бокам, запряженные двумя лошадьми. Они

принадлежали людям более знатного проис-

хождения, чем бойцы в этих же колесницах.

Цезарь описал их тактику:

«Прежде всего они двигаются во всех на-

правлениях и бросают дротики, конским то-

потом и грохотом колес приводя ряды врагов

в замешательство. Проложив себе путь

сквозь строй кавалерии, они спрыгивают с

колесниц и сражаются пешими. Тем време-

нем возничие постепенно удаляются от мес-

та сражения и разворачивают колесницы,

чтобы, если превосходящий противник нач-

нет теснить их бойцов, иметь возможность

вывезти их с поля боя. Таким образом они

сочетают мобильность кавалерии и устойчи-

вость пехоты в сражении. Благодаря еже-

дневной практике и тренировкам они дос-

тигли такого совершенства, что могут не-

стись галопом по крутым склонам, не теряя

управления, моментально останавливаться,

разворачиваться, вскакивать на дышло и

стоять на хомуте, а затем мгновенно возвра-

щаться обратно в кузов».

Пока бритты вели партизанскую войну

против сил Цезаря, ему было очень трудно с

ними справляться. Но во время его второго

вторжения он смог нанести им тяжелые по-

тери, когда их войска подошли слишком

близко к его легионерам, которые встретили

их и отбили нападение, после чего их неот-

ступно преследовала римская конница. С ко-

лесницами римляне столкнулись и во время

повторного завоевания Британии, сто лет

спустя, но без особого труда с ними справи-

лись; последнее упоминание о них датируется

83 г. н.э., когда Агрикола разбил пиктов при

гореГравпий (Мот Graupius).