Был и другой способ использовать колесни-
цы — в качестве транспорта для пехотинцев,
которых можно было погрузить и быстро до -
ставить к месту сражения; в случае необхо-
димости они могли снова взойти на колесни-
цу и столь же быстро ретироваться. Такие
методы, возможно, использовались в брон-
зовом веке греками: на сохранившихся изо-
бражениях греческих колесниц среди их эки-
пажа почти никогда не присутствуют лучни-
ки. О таком использовании колесниц гово-
рят и описания, оставленные Гомером, и
росписи на глиняной посуде раннего желез-
ного века; в то время как самая ранняя кон-
ница в Греции изображается парами, при-
чем всадники сидят на лошадях, как на ос-
лах, ближе к крупу, и один из них — тяжелый
пехотинец, а не стрелок. По аналогии с асси-
рийскими изображениями можно предполо -
жить, что колесницы использовались в бою
вплоть до VII в. до н.э., но только в качестве
транспорта для пехоты, а не как колесницы с
лучниками. Греческая колония Киренав Се-
верной Африке использовала колесницы, за-
пряженные четверками лошадей, в послед-
ние столетия I тысячелетия до н.э., чтобы
доставлять тяжелую пехоту в пограничные
области, не утомляя ее долгими марш-бро-
сками. В течение этого тысячелетия народ
гарамантов в западной части Северной Аф-
рики также использовал колесницы. Некото-
рые из их запряженных четверками колесниц
имели упряжку с двумя дышлами, каждое с
хомутами для двух лошадей вместо обычного
отдельного дышла. Эта конструкция иногда
применялась на Кипре и в других странах
Ближнего Востока в первой половине I тыся -
челетия до н.э., также как и серпоносные
колесницы, описанные Ксенофонтом. Кар-
фаген также использовал колесницы до кон-
ца IV столетия до н.э.
В Европе дольше всех применяли колес-
ницы кельтские народы, используя их в сра-
жениях в Италии и Анатолии (Малой Азии)
до III в. до н.э. Как и в других местах, эти ко-
лесницы были постепенно заменены конни-
цей, но Юлий Цезарь, когда высадился в
Британии в 55 и 54 гг. до н.э., столкнулся с
сильным колесничным войском. Колесницы
были легкой постройки, с кузовом, открытым
спереди и сзади, и с двойными обручами по
бокам, запряженные двумя лошадьми. Они
принадлежали людям более знатного проис-
хождения, чем бойцы в этих же колесницах.
Цезарь описал их тактику:
«Прежде всего они двигаются во всех на-
правлениях и бросают дротики, конским то-
потом и грохотом колес приводя ряды врагов
в замешательство. Проложив себе путь
сквозь строй кавалерии, они спрыгивают с
колесниц и сражаются пешими. Тем време-
нем возничие постепенно удаляются от мес-
та сражения и разворачивают колесницы,
чтобы, если превосходящий противник нач-
нет теснить их бойцов, иметь возможность
вывезти их с поля боя. Таким образом они
сочетают мобильность кавалерии и устойчи-
вость пехоты в сражении. Благодаря еже-
дневной практике и тренировкам они дос-
тигли такого совершенства, что могут не-
стись галопом по крутым склонам, не теряя
управления, моментально останавливаться,
разворачиваться, вскакивать на дышло и
стоять на хомуте, а затем мгновенно возвра-
щаться обратно в кузов».
Пока бритты вели партизанскую войну
против сил Цезаря, ему было очень трудно с
ними справляться. Но во время его второго
вторжения он смог нанести им тяжелые по-
тери, когда их войска подошли слишком
близко к его легионерам, которые встретили
их и отбили нападение, после чего их неот-
ступно преследовала римская конница. С ко-
лесницами римляне столкнулись и во время
повторного завоевания Британии, сто лет
спустя, но без особого труда с ними справи-
лись; последнее упоминание о них датируется
83 г. н.э., когда Агрикола разбил пиктов при
гореГравпий (Мот Graupius).