В 550 г. до н.э. персидский царевич Кир
сверг с престола последнего царя Мидии и
предпринял ряд кампаний, чтобы завоевать
Вавилон и Анатолию. Преемники Кира при-
соединили к новой империи Египет, север-
ную Индию и часть Юго-Восточной Европы.
Персидская армия того периода пополнялась
путем рекрутского набора из каждой сатра -
пии (провинции) империи и была огромной
даже по современным масштабам. Греческий
историк Геродот Галикарнасский, вероятно,
несколько преувеличивает, оценивая числен-
ность войск великого царя Ксеркса в 480 г. до
н.э. в 2 400 000 человек, включая 1 700 000
пехотинцев. Римский историк Арриан писал,
что Александр Македонский столкнулся при
Иссе с персидской армией в 600 000 человек,
а при Гавгамелах в331 г. до н.э. с войском, в
котором только пехота составляла около
миллиона человек. Другой римский историк,
Квинт Курций Руф, оценивал силы персов
при Иссе более умеренно, в 119 000 человек,
а при Гавгамелах — в 245 000 человек, из
которых пехотинцев было 200 000. Мы не
можем проверить эти цифры, но многое сви-
детельствует о том, что большая часть этих
войск была плохо подготовлена. Качество
личного состава оставляло желать лучшего,
что объясняет их постоянные поражения при
столкновении с меньшими по размеру, но
лучше организованными и обученными гре-
ческими и македонскими войсками.
Войска делились на тысячи (хазарабам),
которые, в свою очередь, делились на сотни
(сатаба), состоявшие из десятков (датха-
бам). Основу персидского войска составляла
пехота, которую поддерживали многочис-
ленные отряды лучников. Это было продол-
жением ассирийской практики формирова-
ния отрядов из лучников и держателей щи-
тов. Передняя линия пехотных соединений
включала спарабара (носителей павизы), а
спара представляла собой прямоугольный
кусок кожи, натянутой на плетеную основу
(из лозы); такой щит закрывал тело от плеча
до лодыжки. Каждый датхабам разворачи-
вался в шеренгу по 10 человек во главе с дат -
хапатисом (десятником). Стоящие спереди
воины держали спару, девять лучников об-
разовывали заднюю шеренгу. Датхапатис
был вооружен копьем длиной 2 м (6 футов),
чтобы защищать свое отделение; если его
убивали, лучники могли обороняться от на-
седающих врагов при помощи фальшив-
нов — рубящего оружия, коротких кривых
сабель с тупым концом. Примечательно, что
первоначально персы пользовались не со-
ставными луками, а простыми тростниковы-
ми луками, бившими не далее чем на 150 м
(около 500 футов). Персидские лучники
могли поддерживать атаку кавалерии, однако
сражения при Марафоне и Платеях показа-
ли, что противостоять решительной атаке тя-
желой пехоты они не способны. Будучи во-
влеченными в рукопашный бой с греками или
македонянами, персы оказывались в невы-
годном положении из-за отсутствия доспе-
хов. Рельеф из покрытой глазурью плитки,
происходящий из царского дворца в Сузах,
изображает воинов царской гвардии, так на-
зываемых бессмертных, одетыми в длинные
мантии с царскими знаками отличия, но без
доспехов. Можно предположить, что простые
пехотинцы их также не имели. Геродот сооб-
щает, что при Платеях (479г. до н.э.), когда
спартанская фаланга прорвала линию спара-
бара, персидские лучники продолжали храб-
ро сражаться (редкое для грека признание
персидского мужества), но были побеждены,
так как у них не было доспехов и они не были
обучены для ближнего боя. Поэтому неуди-
вительно, что персы предпочитали, если это
было возможно, вести огонь с заранее подго-
товленных позиций, и их лучники не спешили
сблизиться с врагом.
Кроме персов и мидийцев персидское вой-
ско набиралось из подвластных народов, при-
чем каждое из подобных военных соединений
использовало свое традиционное оружие, по-
строение и тактику. Геродот насчитывал 35
различных племен в армии Ксеркса в 480 г. до
н.э. По-видимому, многие из этих соединений
включали лучников. Арабские лучники ис-
пользовали составной лук, по словам Геродота,
«вооружение лидийцев мало чем отличалось от
греческого» (по-видимому, у Ксеркса был не-
большой контингент лидийских гоплитов), а
фракийцы были вооружены «маленькими
круглыми щитами, метательными копьями и
короткими кинжалами» (возможно, что их от-
ряды составляли основу многочисленной
легкой пехоты).
Персидская армия развивалась в течение
последующих 150 лет,при этом полученный в Греции
в 490-479 гг. до н.э. опыт. Были предприняты попытки восполнить нехватку тяжелой пехоты по-
средством перевооружения курдских, мизийских и других наемников на манер такабара: они были вооружены копьями и така, большими кожаными щитами. Персы также использовали греческих наемников, в основном гоплитов, сражающихся в фалангах, но также пельтастов и пращников. Са-
мыми известными из этих наемнических от-
рядов стали «Десять Тысяч», отступление
которых из сердца Персидской империи пос-
ле битвы при Кунаксе (410г. до н.э.) описа-
но в Анабасисе Ксенофонта, детальном от-
чете о военных событиях того периода, на-
писанном их участником и очевидцем. Алек-
сандр Македонский столкнулся при Иссе с
корпусом из 30 000 греческих наемных гоп-
литов, а также с 60 000 воинов кардака,
молодых знатных персов. Арриан, который
цитирует Птолемея, одного из командиров
Александра, описывает их как «тяжелую пе-
хоту». Ксенофонт отводит им роль гвардии,
сопровождающей Великого Царя на охоте,
по его словам, они были вооружены двумя
метательными копьями, луком и бронзовым
боевым топором. Возможно, некоторые из
них стали гоплитами под руководством на-
емного афинского командующего Тимофея в
370 г. до н.э., в то время как остальные были превращены в пельтастов. На это указывает расположение кардака в битве при Иссе, где 30 000 кардака прикрывали фланги наемных греческих фаланг. Вероятно, кардака не участвовали в сражении при Гавгамелах, в отличие от персидской царской гвардии, известной как «Носители Яблок», потому что они имели металлический противовес в форме яблока на концах своих длинных 2-метровых (6-футовых) копий. Два воина царской гвардии изображены на известной мозаике найденной в Помпеях, где Александр атакукт колесницу Дария III
один из них держит копье другой — лук, что ука-
зывает на то, что спарабара, возможно,
были также перевооружены. Копьеносец
держит щит наподобие гоплона, в то время как лучник одет в кирасу, изготовленную, по-видимому, из кожаных полосок, укрепленных бронзовыми заклепками.