Войны и сражения Древнего мира

Коммуникации

 

Коммуникации — это существенная часть со-

временных командования и контроля, их да-

же объединили под военной аббревиатурой

«КЗ». Как уже было замечено, подчиненные

ЯВЛЯЛИСЬ основным средством передачи при-

казов от отдельного командующего к низшим

подразделениям вооруженных сил, однако

передача этих указаний и сообщений об ин-

терпретации приказов на местности до сих

пор остается серьезной проблемой. Общест-

ва, доказавшие свою способность организо-

вывать и обеспечивать большие армии, всегда

отличались наличием обязательного образо-

вания. Грамотность позволяла хотя бы избе-

гать искажений при передаче сообщений че-

рез огромное количество связных. Заметим,

что письменное сообщение могло быть пере-

хвачено врагом. Быстрота передачи подоб-

ных сообщений также была ограничена ско-

ростью и безопасностью почтовых курьеров.

Пеший гонец мог устоять там, где всадник

пал бы от снарядов врага, колесница могла

оторваться от преследования копейщика, а

могла и разбиться, оставив жизненно важ-

ную информацию в руке мертвого послании -

ка. Спартанцы, например, учитывали такую

опасность и потому использовали систему

шифрования приказов, называемую scytale;

древние авторы описывают и другие способы

защиты сообщений от возможного перехвата

их противником.

Некоторые способы передачи информа-

ции были относительно мгновенными, но

только при хороших погодных условиях.

Полководец мог с одного взгляда определить

расположение своих подразделений в шерен -

ге по внешнему виду их личных знамен или

штандартов. Египетский термин, обознача-

ющий чин младшего офицера, буквально оз-

начает «носитель штандарта, знаменосец».

Этот термин говорит нам об изначальном по-

ложении вещей. Командующий может опре-

делить, что бой начался непосредственно по

звукам битвы. Подобным образом знамя или

другой отличительный знак командующего

служили для передачи сообщений между

подразделениями и центром. Недостатком

этого способа связи было то, что враг мог лег-

ко направить свои действия против уязвимо-

го предводителя армии. Звуковые способы

передачи сообщений очень быстро вошли в

употребление в древних армиях. На одном из

древнейших изображений строя греческих

воинов можно видеть, как солдаты марширу-

ют под музыку флейты. Ритм был необходим

для регуляции скорости продвижения, а так-

же для того, чтобы солдаты не сталкивались

друг с другом.

Трубу несли впереди всего войска, она бы-

ла связана с командованием армии. Связь

эта упоминалась еще в басне Эзопа VI века до

н.э., в которой невооруженного трубача бе-

рут в плен враги и вынуждают его дать сигнал

к атаке всей его армии. Трубачи соревнова-

лись в своем искусстве, устраивая особые со-

стязания. Ко времени царствования Алек-

сандра относятся отдельные упоминания о

специальных трубных сигналах, подаваемых

по усмотрению командующего. К тому вре-

мени, когда писал Вегеций, система трубных

сигналов в значительной степени усложни-

лась, определенные инструменты служили

для подачи сигналов о перемещениях только

штандартов, другие — отрядов, а третьи —

для передачи не относящихся к боевым дей-

ствиям приказов. Просто взмах или переме-

щение флага могли обозначать состояние оп

ределенного подразделения, но в древних ис-

точниках мы не находим свидетельств о более

сложных сигналах, чем сигнал о начале вы-

полнения ранее оговоренных приказов вроде

наступления, отступления или перемещения.

На море же военные корабли и торговые

суда могли идентифицировать свой статус при

помощи специальных знамен или световых

сигналов, если это требовалось в ночное вре-

мя, но только при хорошей погоде. Адмиралы,

как и сейчас, поднимали вымпелы на своих

флагманских кораблях. Есть также упомина-

ния о передаче сигналов с помощью отраже-

ния света от блестящей поверхности щита;

так, например, подавались сигналы флотилии

на море при Эгоспотамах, таким же образом в

битве при Марафоне персам кем-то подава-

лись сигналы из-за спин греческих воинов. Но

из-за капризов природы, особенно ветра и

солнца, подобные сигналы не внушали дове-

рия большинству командующих.

Все перечисленные способы передачи ин -

формации могли привести к серьезным, а

иногда и к ужасным последствиям. Флаг мог

быть уронен раненым знаменосцем, захвачен

врагом и преднамеренно или случайно ис-

пользован им для того, чтобы сбить с толку

противника. Темнота, замешательство, пыль

или поражение могли помешать посланиям

достигнуть желаемых адресатов, а звук трубы

или флейты легко мог быть отнесен ветром

или потонуть в шуме ожесточенной схватки.

Факторов, осложняющих подачу и прием

сигналов, благоразумные полководцы стара-

лись избегать, поэтому ночные схватки в

Древнем мире были относительно редки;

сражения старались разыгрывать на откры-

той местности, при хорошей погоде. Отчаян-

ные головы могли выиграть битву, если их

приказы были переданы и поняты без иска-

жений, но такие игры, как правило, были со-

пряжены с чудовищным риском.

Обозначив для себя общие понятия, чи-

татель должен уяснить, что в этом исследо-

вании для описания древних источников,

событий и информации используется совре-

менная концепция; это сознательный ана-

хронизм, направленный на более глубокое

понимание командования и контроля в

Древнем мире. Далее на примере несколь-

ких сражений мы рассмотрим те проблемы,

с которыми сталкивались командующие

Древних времен.