Самой обычной тактикой фаланг было про-
движение вперед для соприкосновения с про-
тивником. Фукидид так описывает сближе-
ние двух армий при Мантинее: «Аргивяне и
их союзники наступали с большой энергией и яростью, в то время как спартанцы шли —
медленно, маршируя под музыку флейт, —
в их рядах находились многочисленные
флейтисты. Обычай этот никак не связан с
их религиозными верованиями, он служит
для того, чтобы они могли шагать в ногу и на-
ступать, не нарушая строя» (Фукидид) .
Спартанцы, а позднее и другие армии, на-
ступали, распевая свои военные гимны, или
пеаны, призывавшие подражать их неустра-
шимым предкам. Все соглашались с тем, что
наступающая фаланга представляла собой
устрашающее зрелище: согласно Ксенофонту,
когда «Десять Тысяч» имитировали атаку,
чтобы развлечь царицу Киликии, это поверг-
ло в панику их персидских союзников. Позд-
нее, при Кунаксе: «Греки запели пеан и дви-
нулись вперед на врага. По мере того, как они
продвигались, часть фаланги вышла вперед, а
та часть, которая осталась позади, начала на-
ступать с удвоенной силой. Затем все они од-
новременно издали боевой клич, подобный
«элелеу» в честь бога войны (Ареса), и бро-
сились вперед. Говорят, чтобы напугать ло-
шадей, они ударяли копьями о щиты. Но
персы, даже раньше, чем фаланга приблизи-
лась к ним на расстояние полета стрелы,
дрогнули и побежали прочь» (Ксенофонт,
Анабасис).
Не совсем понятно, что происходило, если
враг не обращался в бегство. По свидетельст-
вам той эпохи, при столкновении фаланги с
фалангой воины теснили друг друга щита-
ми — отхисмос (толкание) — и поражали
копьями, пока одна из сторон не сдавалась.
Памятник с Нереидами из Лидии (около
500 г. до н.э.) изображает двух гоплитов,
склонившихся друг к другу, щит к щиту, каж-
дый из них пытается нанести удар копьем; в
рассказе Фукидида о сражении при Делиуме
(423 г. до н.э.) говорится об упорном бое на
левом фланге беотийцев, «щитом к щиту»,
пока некоторые их части не «поддались», об-
разовав брешь в беотийской линии, куда афи-
няне направили свою атаку. На другом
фланге фиванцы «взяли верх над афинянами,
шаг за шагом оттесняя их назад и продолжая давить», пока афинская линия не была прорвана (Фукид) Еще одним свидетельством важности тактики массового давления является растущая глубина фаланги,
достигшая предела в битве при Левктрах, где фиванская фаланга была построена в 50 рядов. Увещевание Эпаминонда «сделать еще один шаг, чтобы порадовать его», подразумевает всеобщее состязание по толканию, в котором спартанцев бу-
квально растоптали. Учитывая длину копья
гоплита, в таком тесном построении как ми-
нимум первые четыре ряда были в состоянии
поражать копьями воинов передней линии
врага и поддерживать своих товарищей, на
которых давили передние ряды противника.
Воины из задних рядов продвигались вперед,
чтобы занять место павших товарищей в пе-
реднем ряду, и чем глубже была фаланга, тем
эффективнее она изматывала противника в
долгом сражении. Таким образом, если фа-
ланга не сминала врага при первом столкно-
вении, она могла измотать его постепенно; в
любом случае глубина построения в сочета-
нии с решимостью отдельных воинов имела
первостепенное значение.