Войны и сражения Древнего мира

Обучение посредством наблюдения

 

Верно то, что способный солдат может нау-

читься всему у своего командира. На протя-

жении истории молодые офицеры приобре-

тали собственный опыт, наблюдая за техни-

кой старших. Карьера молодого Александра в

роли командующего могучей македонской

армией своего отца Филиппа фактически оп-

ределялась простым законом наследственно-

сти. Его отец, однако, закалял сына на поле

боя, выращивая будущую победу Александра

в борьбе против объединенных вооруженных

сил греческих государств при Херонее в 338 г.

до н.э. Потребность Филиппа в опытных и

преданных офицерах была крепко связана и с

потребностью в политических заложниках,

поэтому Филипп набирал отпрысков всех

могущественных македонских фамилий, что-

бы учить, тренировать и воспитывать их при 

своем дворе в Пелде. Интересы и авторитет

этих молодых людей в будущем использова-

лись для достижения первостепенных целей

царя Македонии.

Концепция официальной военной акаде-

мии находилась в проекте долгое время, од-

нако в рамках того периода, о котором пой-

дет речь, подобное учреждение так и не было

открыто. В биографии Плутарха «Жизнь Ли-

курга» говорится, что Спарта оставалась чу-

дом Греции из-за ее специфической и безжа-

лостной системы обучения молодежи самым

жестоким приемам военного дела. Греческие

и римские мальчики под видом атлетическо-

го развития получали и основные знания об

использовании оружия. Кое-что из этого со-

хранилось и в традициях современной легкой

атлетики, однако в Спарте даже девушки и

женщины обучались военному искусству, а их

сыновья воспитывались в строжайших усло-

виях физической и умственной дисциплины.

Система была направлена на поддержание

статуса самих спартанцев как элитной груп-

пы, стоящей над огромным числом зависи-

мого населения и рабов. «Конституция Ли-

курга» действовала несколько веков и произ-

вела на свет много поколений воинов, наво-

дящих ужас на всех, кому приходилось стал-

киваться и сражаться с ними. Но даже народ

с таким государственным строем может по-

терпеть поражение, и Спарта в конце концов

пала под давлением других государств, равно

как и от шаткости построенной на рабстве го-

сударственной системы.

Идея элитных подразделений высшего

разряда была известна Древнему миру и

пользовалась в античности огромным успе-

хом. Личная гвардия царя или императора,

как, например, знаменитая преторианская

когорта римского императора, набиралась из

числа всех вооруженных сил, находящихся во

власти правителя, который хорошо разбирал-

ся в насущной проблеме собственной безо-

пасности. Эти люди доказывали свою необ-

ходимость в битве, предотвращая «обезглав-

ливание» войска и часто спасая дело государ-

ства на поле битвы, физически защищая ко-

мандующего от ранений. Как-никак, собст-

венные жизни и продвижение по службе этих

телохранителей зависели от их начальников.

Другие элитные подразделения сражались

прямо на поле битвы. Десять тысяч отборных

персидских солдат носили серебряные плоды 

граната на своих копьях, их превосходное об-

мундирование и боевой дух дали им название

«Бессмертных». Павших или ушедших в от-

ставку воинов «Бессмертных» немедленно

заменяли солдаты регулярной армии. Фиван-

ский «Священный отряд» из 300 копьеносцев

являлся ядром греческого фронта при Херо-

нее в 338 г. до н.э., где каменный лев до сих

пор стоит над сотнями могил воинов, которые

предпочли смерть отступлению. Большие по

составу силы также могли быть элитными; та-

кими, например, считались воины десятого

легиона Юлия Цезаря, которые принесли ему

много побед как над варварами, так над рим-

лянами. А ударную флотилию острова Родос

всегда считали способной сразиться с гораздо

более многочисленным флотом, и это мнение

она не раз подтверждала.

До участия в настоящих сражениях ново -

бранцы в греческом и римском мире, естест-

венно, проходили строевые учения. Герои

Гомера соревновались в ловкости, силе и

меткости, а бег в полном вооружении был ча-

стью ранних Олимпийских игр. В эллинисти-

ческий период молодежь греческих полисов

получала инструкции по управлению ката-

пультами, изобретенными сравнительно не-

давно, а будущие римские офицеры соревно-

вались в искусстве верховой езды и других со -

стязаниях на Campus Martius (Марсовом  

поле). Сохранившееся руководство Вегеция

описывает упражнения, проводившиеся для

обучения регулярной армии в центре Рим-

ской империи во всепогодных постройках,

специально возведенных для этой цели. По-

добная муштра и тренировки развивали в во-

инах инстинкт повиновения старшим чинам,

привычку немедленно приводить их приказы

в исполнение на поле битвы, невзирая на все-

общий беспорядок и замешательство.

То, что можно назвать «наследственным

опытом», было скорее следствием внедрения

новейших военных технологий командования

в общество. Публий Корнелий Сципион и его

брат Гней не читали будущим офицерам курс

лекций, но делились собственными знания-

ми, унаследованными от своих дедов и отцов,

передавали их младшим членам семьи, кото-

рые рады были узнать, как их героическим

предкам удавалось держать солдат в подчи-

нении, вводить в заблуждение противника и

добывать продовольствие прямо на поле боя.

Сципион Африканский, сын римского пол-

ководца, одержал серьезную победу над Ган-

нибалом, сыном другого (карфагенского)

полководца в битве при Заме, где столкну-

лись традиции и мастерство. Однако и пора-

жение служило поучительным примером для

военной семьи, так как младшие ее члены

четко осознавали, что и где было сделано не-

правильно, и в будущем уже не повторяли

этих ошибок. Страх осуждения со стороны

домашних был томителен и силен, как и страх

гнева начальника, и он превращал братьев,

племянников и внуков в потенциально более

полезных подчиненных командующего выс-

шего ранга, в частности высшего семейного

статуса. В тех условиях, которые сложились в

античное время, было не так уж плохо, а ино-

гда даже и очень полезно, использовать по-

литику непотизма при выборе собственных

подчиненных.